Часть полного текста документа:Место и роль языка в жизнедеятельности человека Д. А. Нуриев, Б. Д. Нуриев Возникновение человека и человеческого общества непосредственно связано с формированием языка и языковой деятельности. Часто этот вопрос остается вне поля зрения ученых, когда они рассматривают функции языка, его место и роль в жизнедеятельности человека, когда осмысливаются проблемы этноса и межнациональных отношений. В философской литературе не исследуются механизмы формирования и "действия" языковой деятельности на образ жизни людей, на менталитет нации. Дискуссионными являются проблемы соотношений а) языка и знака, б) языка и мозга, в) языка и сознания. Их неразработанность не позволяет четко и строго фиксировать место и роль языка в воспитании человека, в формировании личности, в решении вопросов совершенствования межличностных и межнациональных отношений. В предлагаемых читателю тезисах мы пытались рассмотреть упомянутые выше дискуссионные вопросы. Язык и знак. Часто язык сводится к знаковой реальности, а языковая деятельность - к знаковой деятельности. Более того, некоторые философы считают, что "исторически первой формой знаковой реальности выступает язык". Они полагают, что язык и языковая деятельность создают необходимые условия для развития всех других форм знаковой реальности. Здесь понятие "язык" оказывается шире понятия "знаковая реальность", а понятие "языковая деятельность" - понятия "знаковая деятельность". Имеются и другие точки зрения. В частности, считается, что язык и языковая деятельность являются лишь определенной и вполне конкретной формой знаковой реальности и знаковой деятельности, что простейшие виды знаковой деятельности являются промежуточной формой деятельности человека в процессе ее эволюционного усложнения в направлении формирования ее языковой формы. Возникновение языка и языковой деятельности рассматривается здесь лишь как усложение и развитие знаковой реальности и знаковой деятельности. Поэтому и считается, что понятие "знаковая реальность" шире понятия "язык", а следовательно и понятие "знаковая деятельность" понятия "языковая деятельность". Сторонники и первой, и второй точек зрения по вопросу сути языка и языковой деятельности не считают их качественно новой формой реальности, отличной от знаковой реальности и знаковой деятельности. Поэтому у них и общие подходы к анализу языка и языковой деятельности - идти к ним от знака. И так сложилось исторически - в древности в индийской и античной науках к языку шли от текста, от закрепленного, "омертвленного" в текстах знания. И языкознание на протяжении двух с половиной тысячелетий оставалось гуманитарным, применяя характерные для гуманитарной науки чисто описательные методы изучения языка. Тесно переплетаясь сначала с филологией, а затем и с другими гуманитарными дисциплинами, языкознание в прошлом не отрывалось и не могло отрываться от знания, закрепленного в тексте, от письменного языка. Такой лингвистический (филологический, грамматический) подход к анализу языка господствует и в настоящее время. Особенности языка обнаруживаются и в синтаксисе (в построении предложений), и в структуре абзаца, и в членении текста, и даже в ритмике изложения. Такой подход объясняется задачей языкознания - описать формальное устройство естественного языка с учетом его содержательной стороны. ............ |