Часть полного текста документа: Место человека в направленной эволюции: выбор будущего В. А. Зубаков, профессор Экологизация общественного сознания в конце ХХ века отразила вступление человечества в глобальный экологический кризис (ГЭК), который может закончиться коллапсом цивилизации. Что он означает для человечества и как найти выход из ГЭК - наука пока не знает. Для ответа на эти вопросы рождается новая, пограничная между философией, социологией и науками о Земле дисциплина - историческая экогеология, исследующая эволюцию Земли с двух нетрадиционных сторон: как дома человечества и как космического суперорганизма. Основой для ее становления стало научное наследие В.И. Вернадского. К сожалению, его философские идеи до сих пор остаются невостребованными. Главная из них - идея живой материи и ее вечности, идея безграничного и безначального биологического (а по сути бионоогенического) пространства - времени, в соответствии с которой эволюцию Земли и Вселенной можно рассматривать как направленное (закодированное) развитие супер- и гиперорганизма. Найти выход из ГЭК можно только в том случае, когда наука поймет глубинные причины его возникновения и исследует его прошлые аналоги и их эволюционные следствия. Сейчас общепринятые представления не идут дальше аналогии современного ГЭК с позднепалеолитическим кризисом, а его последствий - с неолитической революцией. Но позднепалеолитический кризис не был глобальным, он коснулся лишь перигляциальной зоны, где были сосредоточены племена охотников на мамонтовую фауну. И он никак не отразился в геохимических процессах, перестройка которых является сутью современного ГЭК. Да, в условиях позднепалеолитического кризиса большая часть человечества того времени вымерла. Уцелели лишь те племена на периферии тогдашней ойкумены, которые в ходе неолитической революции сумели объединить свой опыт по использованию ресурсов биосферы как целого, т. е. научились приручать животных и выращивать зерно. Для этого им нужно было перейти от анимистской идеологии, т. е. от поддержания гомеостаза с биосферой отдельно каждым племенем, к природопокорительской, т. е. к цивилизации. Под этим термином я понимаю такую информационную систему "общество - природа", в которой человек поставил себя в положение хозяина биосферы как кладовой природных ресурсов и бесконечного источника благ. Все другие определения цивилизации как культурного, этнического и технологического феномена представляют лишь дальнейшую классификацию этого исходного положения. Таким образом, причиной современного ГЭК является само становление цивилизации с ее природопокорительской идеологией, технологический и культурный прогресс которой оплачивается всевозрастающей деградацией биосферы. Какие эволюционные последствия это будет иметь? Ответить на этот вопрос историческая экогеология может только путем исследования аналогий современного ГЭК с подобными ему кризисами в прошлом. Историческая экогеология свидетельствует, что из всего известного множества экологических кризисов только один за все время существования биосферы был подобен современному. Это прерифейский ГЭК, случившийся 2 млрд лет назад. Тогда восстановительная геохимическая среда, в которой возникла белково-нуклеотидная жизнь, была замещена кислородной. ............ |