Часть полного текста документа:Менеджер нашего времени По мере продвижения вверх собственные интеллектуальные способности менеджеров совершенствуются, а черты характера приобретают такую психологическую структуру, в которой способны сочетаться очень разные, противоположные черты личности. Михаил Владимирович Кларин, ведущий эксперт Российского института директоров, Российская академия образования. Многие фирмы в настоящее время используют конкурсный отбор руководителей. Особое внимание уделяется: квалификации управляющих; их способности учитывать личностные аспекты людей; умению руководить коллективом; наиболее полно использовать творческие способности работников, обеспечивая гибкое реагирование на требования заказчиков. Менеджеры нового типа чаще рискуют, производят впечатление бессердечных, автократичных и эмоционально малодоступных людей. Выделяют четыре основных типа менеджеров: Первый тип - "мастера". Это люди, которые придерживаются традиционной системы ценностей, включая рабочую этику и уважение к другим людям. Окружающие оцениваются ими преимущественно с точки зрения того, насколько творчески они относятся к своим обязанностям. Эти люди, однако, бывают настолько поглощены предметом собственных творческих изысканий, что оказываются не в состоянии управлять сложными и изменчивыми организационными системами. Второй тип - "борцы с джунглями". Это люди, которые страстно стремятся к власти. Они воспринимают себя и окружающих как живущих в "человеческих джунглях", где каждый стремится съесть другого. Их интеллектуальные и другие психические ресурсы направлены преимущественно на обеспечение собственной безопасности и благополучия. Коллег по работе они обычно рассматривают как конкурентов или врагов, а подчиненных - как средство в борьбе за власть. Среди них, в свою очередь, выделяются два подтипа: "львы" и "лисы". "Львы" - это победители, которые добились успеха и строят "свою империю". "Лисы", устроив свои гнезда в корпоративной организации, продолжают ловко и расчетливо продвигаться дальше. За счет предприимчивости им удается быстро подняться по служебной лестнице. Однако их планы обычно в конце концов рушатся в результате ответных действий тех, кого они в свое время обманули или использовали в корыстных целях. Третий тип - "люди компании". Они идентифицируют себя с организацией, к которой сами принадлежат. Если они психологически слабы, то стремятся подчинить себя другим и добиться скорее безопасности, нежели успехов. Будучи же волевыми и достаточно сильными, они стремятся к признанию со стороны окружающих, к повышению степени сплоченности корпорации. Наиболее творческие из них создают в компании атмосферу сотрудничества и дружелюбия, однако оказываются не в состоянии успешно устраивать дела в условиях сильной конкуренции. Четвертый тип - "игроки". Они рассматривают деловую жизнь вообще и свою работу в частности как своеобразную игру, любят рисковать, но с расчетом, часто увлекаются новшествами. В отличие от "борцов с джунглями", они стремятся не к созданию собственной "империи", а к удовлетворению от победы как таковой. Их главная забота - приобрести известность победителей. Среди современных корпоративных менеджеров наиболее широко представлен именно последний тип. ............ |