Часть полного текста документа:Медресе Башкортостана МЕДРЕСЕ, мусульманское учебное заведение. Первые медресе возникли в 10 в. в Хорасане и Мавераннахре для подготовки служителей исламских институтов. Традиционная учебная программа медресе включала мусульманское право (фикх), догматику (калям), коранические дисциплины, хадисоведение, арабский язык, логику (мантык); дополнительно могли изучаться арифметика, медицина, астрономия, риторика. Медресе обычно действовали при мечетях. Обучение, как правило, было бесплатным и доступным для желающих. Первые упоминания о постоянно действующих медресе на территории Башкортостана относятся к 17 в. По содержанию они копировали средне-азиатские, по форме несколько отличались. Располагались вне городов, были небольшими по размеру, размещались в деревнях, домах; встречались и кочующие медресе, не имевшие постоянных источников дохода, а также государственной поддержки. Они были неустойчивы, смерть мударриса, заведующего, главного преподавателя или богатого покровителя, пожар или неурожай могли привести к их закрытию. Поэтому из числа возникших в 17-18 вв. медресе процветающих в кон. 19 в. было немного. Среди них Стерлибашевское, Каргалинское, Куганакбашевское, Балыклыкулевское, Стерлитамакское. В нач. 20 в. в Уфимской губернии насчитывалось около 40 медресе. Удаленность от исламских центров, давление царского правительства, общий упадок мусульманской культуры постепенно привели местные медресе к застою. Им были присущи схоластика, оторванность от жизни. На рубеже 19-20 вв. в крае развернулось движение за их обновление - джадидизм. В городах возникли реформирмистские джадидистские медресе: "Хусаиния" (Оренбург), "Гусмания" и "Галия" (Уфа), "Расулия" и "Мухаммадия" (Троицк), в которых наряду с классическими религиозными дисциплинами изучались и светские предметы. ДЖАДИДИЗМ, реформаторское движение в области школьного образования, возникшее во 2-й половине 19 в. среди тюркских народов России. Начало движения связано с введением в мектебах и медресе звукового метода обучения грамоте взамен буквослагательного, так называемого "усул-и джадид", т.е. новый метод. Движение стали называть джадидизм в противовес кадимизму ("кадим" - "старый"). К 80-м гг. 19 в. джадидизм оформился в мощное общественно-политическое движение. Джадидисты критиковали религию, фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание газет на родном языке, за открытие культурно-просветительных учреждений, что способствовало сплочению демократичности сил общества. В Уфимской губернии новый метод обучения впервые был введен в медресе "Гусмания" (нач. 90-х гг.), в Оренбургской губернии - в медресе "Хусаиния". К началу 20 в. звуковой метод обучения прочно утвердился в ведущих мектебах и медресе Башкирии. В старометодных школах ученики обучались грамоте за 3-5 лет, в джадидистских - за год. Преподавание перешло с арабского языка и тюрки на татарский язык, который обрел также статус учебного предмета; существенно расширилось изучение и других светских дисциплин. Был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания. В 1897 в Оренбурге открылась первая в крае новометодная женская школа. Первые башкирские и татарские преподаватели, последователи джадидизма, были выпускниками реформированных медресе Каира и Стамбула, педагогических курсов в гг. ............ |