Часть полного текста документа:ЯКУТСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.К.АММОСОВА Нерюнгринский филиал Кафедра общей математики МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТАТИВ КАК ВЕДУЩАЯ ФОРМА ПРОФИЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Выпускная работа студентки IV курса математического отделения ЦАЙТЛЕР Т.Н. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент кафедры ОМ АФАНАСЬЕВ А.Е. Нерюнгри 1999 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................3 1. ПРОФИЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Проблема профильной дифференциации в педагогической теории и практике........... ...........................8 1.2. Организационные психолого-педагогические основы профильной дифференциации...........................................31 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТАТИВ КАК ВЕДУЩАЯ ФОРМА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2.1 Организационно-педагогические условия успешного функционирования математических факультативов.......................................................... ................................50 2.2 Методические рекомендации по организации математических факультативов в средней общеобразовательной школе.......................................................................57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................67 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................69 ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................75 ВВЕДЕНИЕ Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что современная концепция среднего образования решительно отказывается от традиционной уравниловки, признавая многообразие форм обучения и получения среднего образования в зависимости от склонностей и интересов учащихся. Однако правильные в целом принципы пока еще, к сожалению, только декларируются. Как видно из анализа практики, например, ученики, склонные к естественным предметам, не получают базы для полноценного духовного развития, а учащиеся, не интересующиеся предметами естественно-математического цикла, не могут развивать гуманитарные склонности. Но особенно трудно учиться тем, кто по своим способностям ориентирован на практическую деятельность. Массовая школа сегодня не в состоянии одинаково хорошо научить всех школьников. Брак в работе школы появляется уже в начальных классах, когда и пробелы в знаниях младших школьников практически невозможно ликвидировать в среднем звене. Это одна из причин, когда ученики, теряют интерес к учебе, чувствуют себя в школе крайне неуютно. Наши наблюдения убеждают в том, что разорвать этот порочный круг позволит только дифференцированный подход к обучению и воспитанию. Как освещается в педагогической литературе и показывает практика, организация дифференциации образования в современной школе в нынешних условиях имеет много направлений, требующих серьезного исследования. Мы не можем ставить перед собой цель - исследовать все направления. На наш взгляд, одним из актуальных направлений является исследование путей организации математических факультативов как одну из важных форм осуществления профильной дифференциации в средней общеобразовательной школе. Хотя профильная дифференциация в истории народного образования - дело не новое, но специальных исследований по ней мало. ............ |