Часть полного текста документа: Машиностроение (география машиностроения, классификация отраслей) С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом: * тяжелое машиностроение, в том числе энергетическое * общее машиностроение (без автомобилестроения) * локомотивостроение * судостроение * вагоностроение * с/х машиностроение (без тракторостроения) * среднее машиностроение * автомобилестроение * тракторо-, в том числе танкостроение * станкостроение * наукоемкое машиностроение (группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов, инструментов) В зависимости от целевого назначения выпускаемых машиностроением машин оно делится на тяжелое, легкое и среднее. Тяжелое машиностроение производит металлургическое (блюминги, слябинги, прокатные станы), горно-шахтное, подъемно-транспортное оборудование. Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного цикла: заготовка, механическая обработка, сборка. Тяжелое машиностроение ориентируется на металлургические базы и на потребителя. Классическими примерами тяжелого машиностроения являются Урал и Сибирь: Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Кисилевск, Иркутск (производство драг) Энергетическое машиностроение, несмотря на металлоемкость, ориентируется на квалифицированные кадры и научно-исследовательские базы. Производит паровые турбины, гидротурбины, атомные реакторы, аккумуляторы, трансформаторы, оборудование для ЛЭП, генераторы. Производство турбин: 1. Санкт-Петербург (гидротурбины, генераторы) 2. Москва (Динамо) 3. Екатеринбург 4. Новосибирск (турбины ТЭЦ) 5. Волгодонск - "Атоммаш" (Ростовская область) 6. Под Санкт-Петербургом - в Колпино - "Ижорский" Производство котлов: 1. Таганрог 2. Белгород 3. Подольск 4. Барнаул Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки: * Коломна * Воронеж * Ульяновск * Новосибирск Общее машиностроение. Локомотивостроение исторически возникло в центре (Коломна), где была ж/д сеть и затем продвинулась к источникам сырья (Донбасс). До распада СССР тепловозы производились на Украине, а электровозы - в России (после распада осталось и производится 85% советских электровозов в Новочеркасске). Тепловозы: * Коломна - магистральные тепловозы * Людиново (Калужская область) * Муром + электровозы (Владимирская область) * Брянск Вагоностроение концентрируется в европейской части, хотя зародилось на Урале. * Грузовые вагоны - Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Улан-Удэ * Цистерны - Нижний Тагил, Саранск * Вагоны-рефрижераторы - Брянск, Тверь * Пассажирские вагоны - Санкт-Петербург (мягкие), Тверь (цельно-металлические) * Вагоны метро - Мытищи, Санкт-Петербург Электропоезда: Торжок (Калининградская область) Демихово (под Орехово-Зуевым) Трамваи: Усть-Катав (Челябинская область) Троллейбусы: Энгельс Контейнеровозы: Абакан Тверь - двух ярусные вагоны-платформы - перевозка автомобилей Судостроение - привязано к морским побережьям или устьям рек. ............ |