Часть полного текста документа:Манипулятивные стратегии дискурса ненависти С.А. Колосов В рамках данной статьи мы рассмотрим некоторые речевые стратегии, используемые в дискурсе ненависти с целью манипуляции сознанием реципиента. Материалом для анализа послужили шесть статей, опубликованных на Интернет сайтах "Движения против нелегальной иммиграции" и газеты "Русский Востокъ". Некоторые тексты изначально были опубликованы в других печатных и электронных изданиях ("АиФ", "Консерватор", "Завтра", http://www.mn.ru/). Сразу оговоримся, что для нас объектом исследования является не отношение к определенным дискриминируемым группам и не оценка предубеждений против них как таковая, а языковые средства их формирования и реализации. В первую очередь, нас интересовали стратегии, связанные с презентацией субъектов и объектов дискурса ненависти, а также аргументативные и оправдательные стратегии. В данном случае в роли субъектов коммуникации выступают продуценты и реципиенты текстовых сообщений, то есть активные участники коммуникативного процесса. Объектом, в свою очередь, является та социальная группа, против которой направлен дискурс. Любой дискурс ненависти основывается на противопоставлении групповых субъектов "мы" и "они", которые в свою очередь относятся к универсальным концептуальным оппозициям типа "я-ты", "свой-чужой", "друг-враг" [Бакумова 2001; Бенвенист 1974; Романов 2002; Сахно 1991 и др.]. Эти оппозиции необходимы для самоидентификации индивида в обществе. При этом индивид предстает как некая автономная целостная единица (в противопоставлениях я - ты, я - другие, свой - чужой), но в то же время и как часть определенной группы в оппозиции к другим социальным образованиям (мы - они, наши - чужие). Основанием для объединения людей в группы, общности и противопоставления остальным могут быть национальный признак, вероисповедание, приверженность той или иной идеологии, социальное положение, профессиональные и другие интересы. Однако "мы" невозможно без "других". Как замечает Р. Водак, "в высказываниях о других всегда выявляется, что же представляем собой мы сами, поэтому дискурсы о "чужих" или "враждебных" группах являются зеркалом нашего самосознания. Дискурс о других, следовательно, касается собственной идентичности, то есть вопроса: как мы воспринимаем самих себя, как мы описываем самих себя? Формирование национальной идентичности есть процесс дифференциации, описания собственной группы и отделения ее от других. И где же, в конце концов, это может проявиться с наибольшей очевидностью, как ни в общении с другими, в высказываниях о них и во взаимодействии с ними, то есть как ни в дискурсе?" [Водак 1997: 86]. Противопоставление субъектов предполагает различия между ними, которые преподносятся как непреодолимые и обязательно влекущие за собой конфликт и нетерпимость групп друг к другу. Так, например, расистский дискурс, будучи разновидностью дискурса ненависти, "преувеличивает различия во внешности или культуре "своих" и "чужих" и постоянно объясняет и устанавливает границы, кто включен в понятие "мы", а кто нет (в данном регионе, стране, городе или в его окрестностях). Он сравнивает также "их" нормы и ценности с "нашими" в выгодном для "нас" свете, он "волнуется" только о "наших" ресурсах (территории, доходе, жилье, рабочих местах, культуре и пр.). ............ |