Часть полного текста документа: Учреждение государственного совета 1 января 1810 года (функции, состав). Создание министерств и реформа Сената 8 сентября 1802 года не принесли желаемого результата. Слабость государственного аппарата перед лицом внешнего и внутреннего врага заставляла верхушку дворянства, в том числе самого императора, искать новые средства его усовершенствования. В этих условиях Александр I приближает к себе молодого, но уже опытного реформатора М. М. Сперанского, чтобы с его помощью осуществить прогрессивные преобразования, которые, по мнению царя, должны были успокоить и народ, и дворянство. В 1809 году Сперанским была подготовлена программа либеральных преобразований всей системы государственных органов. Она изложена в его работе "Введение к уложению государственных законов". Наиболее прогрессивным и поэтому неосуществленным элементом планировавшейся Сперанским системы государственных органов должны были стать представительные органы - местные думы и Государственная дума. Последнюю предлагалось создать для обсуждения законопроектов и контроля за деятельностью министров. Ей предоставлялось право абсолютного вето на все вносимые проекты законов. Это был заметный шаг в сторону конституционной монархии, если учесть, что право избирать и быть избранным получали все собственники недвижимого имущества. Как утверждал Сперанский, в его проекте вершину всей государственной организации составляла не Государственная дума, а Государственный совет, который должен был представлять собой "сословие, в коем все части законодательной, судной и исполнительной власти в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти". Госсовет предстает во "Введении" в качестве универсального, многофункционального, но совещательного органа. Члены госсовета должны были назначаться императором, который являлся его председателем. Напоминая предшествующие ему совещательные органы при царе в главных чертах, госсовет вследствие изменения роли в системе самодержавия имел много нового. Иной стала его структура - теперь наряду с общим собранием создавались департаменты Совета. Новое устройство получила и его канцелярия. Вопреки логике записки "О необходимости учреждения Госсовета" и самому смыслу этой реформы проект "Образования госсовета" не обсуждался ни в Сенате, ни Непременном совете, ни в каком-либо другом органе. Торжественной церемонией открытия 1 января 1810 года начало свою работу общее собрание Госсовета. На первом заседании выступил с речью, написанной Сперанским, Александр I. Он заявил, что всегда желал, чтобы благосостояние империи утвердилось в законе, а закон был недвижен на постановлениях, а потому с начала года кладет твердое основание одному из важнейших органов - госсовету. "Коренные законы" госсовета, изложенные Сперанским еще во "Введении к уложению госзаконов", вошли в "Образование" с незначительными изменениями. "Образование" пополнилось только одной новой статьей, запрещавшей министрам быть председателями департаментов госсовета. В "Образовании госсовета" было немало недостатков и противоречий, которые лишь частично могли быть устранены при реализации всего плана преобразований Сперанского, однако не только Госдума не была создана, на даже одобренная императором реформа Сената не проводилась, и поэтому организация Совета, которая должна была по мысли создателя, упорядочить работу госаппарата и установить режим законности, на практике привела не к разделению, а напротив, к смешению функций высших государственных органов. ............ |