Часть полного текста документа: Малое предпринимательство; понятие, показатели, признаки Начиная попытки определить такое понятие как "малое предпринимательство" нужно принять во внимание, что чаще всего определение того или иного предмета зависит от интересов понимающего лица, целей определения и уровня развития конкретного окружения, в котором должно применяться это определение. Но, определяя для себя термин "малое предпринимательство" можно выделить следующее: - определения малых и средних предприятий разнятся не только по странам, но в том числе и внутри страны по отраслям и территориям; - всякое определение дается в зависимости от практических нужд и служит определенным целям; - большая дифференциация определений показывает, что малые предприятия не имеют четких определений границ. В статистике используется много показателей, определяющих принадлежность предприятия к сектору малого предпринимательства. Все они показаны в таблице 5. [1. с.14] Как видно из таблицы показатель численности занятых используется практически везде, но в зависимости от страны он различен. Таблица 5. использование количественных показателей отнесения предприятий к разряду "малых" в различных странах Показатели Страны США Япония ФРГ Великобритания Франция Италия Основные показатели: Численность занятых х х х х х Х Объем, оборота капитала (продаж) х х х х х Дополнительные показатели: Объем годового дохода х Продолжение таблицы 5. Степень участия в капитале других фирм х Чаще всего при определении малого предприятия принимается во внимание его размер, устанавливающийся на основе показателя численности работников, количества основных производственных фондов или оборота капитала. Однако не следует забывать об условности данных показателей и понимать, что основным признаком малого и среднего предпринимательства служит численность занятых - не более 500 человек. Очевидно, что количественные показатели удобны для бюрократов, но с их помощью нельзя определить существенные черты, дающие возможность предприятиям добиться успеха, составляющие секрет высокой эффективности малого предпринимательства. Вот почему необходимо изучение качественных характеристик малых предприятий, которые являются наиболее важными для понимания сути малого предпринимательства. Русскими экономистами выявлено несколько направлений, по-своему понимающих экономический смысл малых производственных форм: например, школа так называемых "функционалистов" [5. с.10] и школа "собственников" [5. с.34]. Основные различия между этими школами проявляются в их подходах к следующим вопросам: - конкретные технологии и размеры расширения предприятий, организационные изменения, анализ последствий НТР; - место малого предпринимательства национальной экономике; - проблемы определения и классификации малых предприятий. ............ |