Новосибирский государственный университет
Курсовая работа:
Тема:
Максимизация прибыли на рынке олигополии.
Новосибирск
Введение. 2
Глава1. Теоретические аспекты максимизации прибыли фирмой, действующей на рынке олигополии. 4
Основные характерные черты рынка олигополии. 4
Модель Курно.. 7
Условия модели. 7
Решение модели Курно. 8
Модель ломаной кривой спроса. 10
Модель картеля. 12
Модель ценового лидерства. 15
Лидерство фирмы по цене. 16
Лидерство барометрической фирмы. 17
Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополий. 18
Глава 2. Максимизация прибыли фирмой на примере рынка метизов. 20
Литература.. 29
Введение. Управление любым предприятием наряду с множеством проблем, таких, как набор квалифицированного персонала, обеспечение бесперебойной работой имеющегося оборудования, своевременная поставка необходимого сырья, сбыт продукции, решает еще одну, важнейшую задачу – как добиться прибыльности производства, и более того, как получить максимальную прибыль. Задача о получении максимальной прибыли давно изучается экономистами, и ее решение найдено и связано с анализом маржинальной выручки и маржинальных затрат. Фирмы, анализируя эти величины, принимают решение о количестве выпускаемой продукции и об устанавливаемой ими цене. Таким образом, стремление фирм к получению максимальной прибыли влияет на рыночное предложение, и в конечном счете, на объем выпуска и на цену.
Изменения в технологии производства или в ценах ресурсов приводят к изменениям в маржинальных затратах, а изменения в спросе на продукцию приводят к изменению в маржинальной выручке. Зная алгоритм принятия фирмами решений об объеме производстве и о цене, можно прогнозировать, каким именно будет изменение рыночного предложения, и соответственно, изменения цен и объемов.
Как свидетельствует статистика, большинство производимой продукции продается на рынках, имеющих структуру олигополии. Поэтому важно понять механизм получения максимальной прибыли на олигополистическом рынке, особенности, выделяющие этот рынок из множества других рыночных структур. Понимание этого механизма позволит лучше прогнозировать поведение фирм, изменения их решений в ответ на изменение каких-либо внешних факторов (например, изменение цен ресурсов, появление на рынке новых продавцов, например, иностранных и т.п.).
Олигополистические рынки могут иметь разную структуру, что отражается на механизме максимизации прибыли. Выделяют олигополию со сговором и «конкурирующую олигополию», а при конкурирующей олигополии могут быть фирмы – ценовые лидеры, либо рынок может быть поделен в примерно равной пропорции. В каждом случае подходы к максимизации прибыли различны. Поэтому необходимо тщательное изучение структуры олигополистического рынка, прежде чем заниматься максимизацией прибыли.
На олигополистических рынках продаются такие важные для деятельности всей экономической системы товары и ресурсы, как сталь, нефть, уголь, автомобили, и т.д. Таким образом, понимание механизма получения максимальной прибыли на олигополистическом рынке важно как для отдельных фирм, так и для прогнозирования процессов в экономической системе в целом.
Глава1. Теоретические аспекты максимизации прибыли фирмой, действующей на рынке олигополии. Основные характерные черты рынка олигополии. Для рынка олигополии характерно:
o Господство в отрасли нескольких, относительно (а иногда, и абсолютно) крупных предприятий, принципиальным следствием чего являются их особые взаимоотношения, тесная взаимозависимость и острое соперничество во всех сферах деятельности.
o Производство как однородной, так и диверсифицированной продукции
Тип олигополии
Чистая, или однородная олигополия
Дифференцированная олигополия
Характер производимой продукции Продукция однородная, товары отрасли являются совершенными заменителями Продукция дифференцированная, товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями Пример Рынок цемента, стали, алюминия, меди, свинца, газетной бумаги, вискозы Рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков, пива
o Высокая монопольная (рыночная) власть отдельной фирмы (больше, чем на конкурентном рынке, но меньше, чем при чистой монополии)
o Высокие барьеры вхождения на рынок, При рассмотрении данной характеристики различают уже сложившиеся и молодые рынки:
Сложившийся рынок Молодой рынок Динамика отраслевого спроса Крайне медленный рост Быстрое, динамичное расширение спроса Размер минимально эффективного производства Очень высокий Относительно небольшой Первоначальные капиталовложения Очень высокие Относительно небольшие Характер дифференциации продукции Господство хорошо известных торговых марок Активное продвижение новых торговых марок Возможные последствия роста отраслевого предложения Сокращение рыночных цен и падение прибылей Сокращения цен не наблюдается Барьеры Очень высокие барьеры, преодолимые лишь для крупных конкурентно-способных фирм Относительно невысокие барьеры, возможность появление новых фирм в отрасли
Основная проблема, с которой сталкиваются все олигополисты, заключается в необходимости постоянного учета деятельности фирм-конкурентов. ............