1.Рынок ресурсов, его субъекты и особенности
На рынке ресурсов спрос предъявляют фирмы, а предложение формируют домашние хозяйства. Рыночный спрос на ресурсы представляет собой сумму спросов отдельных фирм. Фирма, стремящаяся максимизировать прибыль, предъявляет спрос на ресурс, руководствуясь правилом использования ресурсов, согласно которому, чтобы максимизировать прибыль фирма должна применять такое количество ресурса, при котором предельный продукт ресурса в денежном выражении равен предельным издержкам использования этого ресурса. Предельная доходность ресурса характеризует прирост совокупного дохода в результате применения каждой дополнительной единицы вводимого ресурса. Предельные издержки использования ресурса характеризует прирост издержек производства в связи с приобретением дополнительной единицы ресурса и равен цене ресурса. Фирма достигнет наименьших издержек производства определенного объема выпуска, если отношение предельного продукта ресурса к цене этого ресурса одинаково для всех ресурсов. Фирма обеспечит получение максимальной прибыли, если будет использовать такое соотношение ресурсов, при котором цена каждого ресурса равна предельному продукту этого ресурса в денежном выражении.
2.Спрос на ресурсы в условиях совершенной конкуренции
Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Рынок совершенной конкуренции характеризуется признаками:
- значительное число продавцов и покупателей на рынке конкретного товара;
- объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную долю в общем объеме предложения, что повлиять на цену продавец не может;
- всеми продавцами предлагается однородная, стандартная продукция;
- все участники рынка обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке;
- свободный вход на рынок и свободный выход с него. В условиях совершенно конкурентного рынка продавцы не могут воздействовать на рыночную ситуацию и потому должны приспосабливаться к ней. Невозможность воздействовать на цену заставляет продавцов для сохранения своей позиции на рынке лучше учитывать потребности общества, повышать качество продукции, снижать издержки ее производства. В современных условиях совершенная конкуренция скорее исключение, чем правило. Сегодня наиболее близки к совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, ценных бумаг, валюты. Большая же часть рынков монополизирована.
3. Спрос на ресурсы в условиях несовершенной конкуренции
Рынок, на котором отсутствует хотя бы один признак совершенной конкуренции, называется рынком несовершенной конкуренции. Существует три основные модели:
- чистая монополия; - олигополия; - монополистическая конкуренция.
Чистая монополия – это рынок, на котором функционирует один продавец. Вхождение в отрасль для других фирм блокировано, препятствием для вхождения в такую отрасль других фирм могут быть: - низкие издержки производства крупной фирмы; - наличие государственных патентов и лицензий на продукцию; - наличие исключительных прав на важнейшие источники сырья; - предоставление правительством статуса единственного продавца. ............