Часть полного текста документа:Любовь в системе общечеловеческих ценностей Самое сильное, загадочное, волнующее чувство, которое испытывает человек, - это любовь. Под любовью в данном аспекте понимаются чувства, испытываемые человеком к себе подобному противоположного пола. Почему homo sapiens (человек разумный) становится homo amans (человеком любящим)? Чем является любовь в жизни человека: физиологической потребностью в продолжение рода или чем-то другим? Над этими, так же как и над другими вопросами, относящимися к этому великому чувству, в течение многих веков размышляли лучшие умы человечества. Ему посвящали свои произведения живописцы и писатели, музыканты и поэты. Любовь вносила существенные коррективы в политику государств, в поведение политических лидеров. Подобные факты свидетельствуют о непреходящей силе любви и ее приоритетном положении в системе ценностей человека. К.Маркс писал своей жене Женни Маркс: "...Любовь к своей любимой ... делает человека снова человеком в полном смысле этого слова".1[1] Любовь противопоставляет чувства разуму, определяя зачастую приоритет первого над вторым. Вулкан страстей, присущий любви, захватывает человека, акцентируя внимание на эмоциональном восприятии. Разум отступает на второй план. Человек начинает руководствоваться не здравым смыслом, а внутренними, на первый взгляд, необоснованными потребностями своего естества. Но эти потребности вполне очевидны: сопереживание, сострадание, своего рода катарсис, который приводит человека к новому качеству жизни, к новому мироощущению. Обеспокоенный непредсказуемым влиянием, которое оказывает любовь на человеческую жизнь, английский философ Ф.Бэкон пришел к выводу, что "лучше поступает тот, кто, раз уж невозможно не допустить любви, удерживает ее в подобающем ей месте и полностью отделяет от своих серьезных дел и действий в жизни".2[2] Ему вторил Дж.Локк, который утверждал, что "управление своими страстями есть истинный прогресс на пути свободы".3[3] Любовь - это добровольное рабство чувств, полная зависимость от другого человека, или, как говорил С.Л.Франк, абсолютная ценность любимого, "удовлетворение собственного бытия через служение другому".4[4] Возникает парадоксальное состояние, когда человек влюбляется в созданный им образ. Как писал В.В.Розанов, "любящий видит, собственно, не конкретного человека, но как бы ангельскую сторону конкретного человека, двойника его, и лучшего, небесного двойника".5[5] Что же заставляет индивидуума отказываться от личной свободы и становиться управляемой личностью? Какое здесь соотношение сознательного и бессознательного? Автор считает, что человек любящий находится в состоянии постоянной напряженности чувств. Ощущение незримой духовной связи, возникающей по отношению к объекту поклонения, является настолько захватывающим, что человек не в силах без последствий для себя разорвать ее. Острота переживаемых чувств необычайно сильна и притягательна, поэтому человеку хочется еще и еще раз пережить такое состояние. Это сопоставимо с наркотической зависимостью человека - невозможностью жить без стимулятора жизненной силы. Любовь имеет альтруистское начало, так как любящий человек заботится, прежде всего, не о себе, а о своем возлюбленном, стремится удовлетворить запросы и потребности не столько личные, сколько любимого человека. ............ |