Часть полного текста документа:Луис де Милан /Luis de Milan/ Испанский композитор, крупнейший представитель испанской школы виуэлистов, виртуоз-исполнитель на виуэле, писатель, поэт. "Вторым Орфеем назовет его мир", - писал о Милане Хил Поло во "Влюбленной Диане" (1564 г.). Луис Милан родился предположительно в Валенсии около 1500г., судя по упоминаниям о нём, его жизненный путь завершился в той же Валенсии после 1560г. J.Powrozniak в своей энциклопедии "Guitarren-Lexikon" приводит такие вероятностные даты жизни Луиса Милана: 1502 - 1561гг. Биографических сведений о Луисе Милане сохранилось мало. Да и о других испанских виуэлистах XVI века, сведения, которыми мы располагаем, крайне скудны и почерпнуты, главным образом, из их собственных "предуведомлений", опубликованных вместе с их музыкальными произведениями. У Милана таким источником является его сборник "Маэстро" (El Maestro), изданный в 1535 году в Валенсии (кстати, первое печатное нотное издание, появившееся в Испании). Польский гитарист, автор гитарного словаря, Jozef Powrozniak, ссылаясь на свои источники к биографии Милана, пишет, что этот испанский виуэлист в результате дуэли вынужден был убежать в Португалию. Здесь он благосклонно был принят королем Хуаном III, которому дон Луис Милан и посвятил гениальный труд своей жизни - El Maestro. Такие жизненные перипетии характерны для той эпохи, и посвящение на титуле Маэстро соответствует свидетельству Поврожняка. Но, возможно, приведённые Поврожняком биографические подробности, лишь короткий, частный эпизод жизни маэстро Милана, так интерпретированный польским гитаристом, во всяком случае, другие мои источники свидетельствуют несколько иначе... Милан служил при дворе Фернандо Арагонского (Fernando de Aragуn), герцога Калабрии, сопровождая которого в путешествиях, побывал в Италии и Португалии, где основательно познакомился с музыкой наиболее выдающихся композиторов того времени. В середине XV столетия Валенсия была одним из наиболее привлекательных средиземноморских городов с численностью населения втрое превышающим население Барселоны. Процветание Валенсии было обусловлено большими коммерческими и финансовыми ресурсами герцогства, т.к. его не коснулись политические и социально-экономические кризисы, что пережили соседние Кастилия и Каталония. Поэтому в Валенсию тянулись торговцы и художники из других частей Королевства Арагон. Благодаря тому, что герцог Фернанд Арагонский был человеком проникнутым идеями Ренессанса, Валенсия превратилась в один из главных культурных центров испаноговорящих Королевств. Библиотека герцога, к концу его жизни (1550), имела более восьмиста книг, что по тем временам являлось немалым собранием. Двери дворца герцога были открыты искусствам, особенно музыке и литературе. Известно, что между 1526 и 1536 гг. музыкальный штат часовни герцога содержал больше чем 40 певцов и музыкантов. Исключительная репутация, которую имела часовня, не исчезла и спустя пятьдесят лет после ее разрыва клерикалом и историком, Хосе де Сигуэнса (Jerуnimos fray Jose de Siguenza), которому принадлежат следующие слова: "Герцог соединил в лучшей часовне музыкантов естественных голосов и всего вида инструментов, что были в Испании, и ни один там не был лишним, столь хороши они в способностях и голосах." Сам Милан, прекрасный знаток виуэлы, обогатил испанскую музыку произведениями высокой художественной ценности, в которых было много нового, в частности - в использовании хроматических оборотов. ............ |