Часть полного текста документа:Литературные пристрастия В.В.Верещагина А.В.Чернов Выдающийся художник В.В.Верещагин был весьма внимательным и пристрастным читателем современной литературы. Он следил за журнальными новинками. Как и во всех других отношениях, имел чёткое мнение о художественных достоинств тех или иных авторов. Литература занимала значительное место в его собственной творческой деятельности. Будучи автором 12 книг, множества статей как в отечественной, так и в зарубежной прессе, он относился к литературе как одной из составляющих единого творческого процесса, синкретичного по своей природе1. Поэтому к литературе и писателям он относился как профессиональный литератор, оценивая, в то же время, литературный текст, как художник, с точки зрения пластической образности. На страницах "Очерков, набросков, воспоминаний" (1883), "Наивностей" (1889), "Листков из записной книжки" (1897 - 1904), в заметках "Из записной книжки" ("Русские ведомости", 1899 - 1901) мы встречаемся с широким кругом имён как отечественных, так и западных писателей, как всемирно известных авторов, так и авторов уже при жизни покинувших литературный пантеон в глазах современников. А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.Ю.Лермонтов, Д.В.Григорович, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов, Г.А.Мачтет, В.Г.Белинский, М.Антонович, Э.Золя, Дюма-отец и Дюма-сын, М.Твен, Людвиг Питч, Эмиль Ожье, Г.Сенкевич, корреспонденты "Дейли Ньюc" Мак-Гахан, Форбс и "шестая великая держава" - "Таймc", Александр Фёдорович Онегин-Отто и князь А.А.Мещерский - вот неполный перечень авторов, не просто упоминаемых Верещагиным, но становящихся героями его очерков, зарисовок, объектами социально-психологических наблюдений и эстетической оценки2. Роль каждого из этих имён, превращённых в персонажи верещагинского текста, различна. Одни задают эстетическую парадигму, формируют художественную матрицу. К таковым относится, прежде всего, бесспорный для Верещагина авторитет - Пушкин, затем - Лев Толстой и Лермонтов в прозе ("такое полное, высокое творчество встретишь не у многих"), следом - Тургенев3. Пушкин фигура космического масштаба: "Светочи гигантов общественной деятельности бросают такие большие тени, что в них надолго устраиваются и подолгу отдыхают спутники и встречные, друзья и враги. Изящный, отделанный стих - Пушкин! Смелая мысль, красивая фантазия - Пушкин! Непременно Пушкин, кого же, кроме него? Как Александр Македонский на Востоке - везде он... Такова царица Тамара на Кавказе: что ни руина - то ее постройки, что ни сказка - то о ней, об ее подвигах..."4. Один из доминирующих мотивов, подталкивающих Верещагина к обращению к личностям писателей предшествующей эпохи и современников, так же, как и обращение к судьбам современных художников, - их фатальная житейская неустроенность, обречённость на работу ради куска хлеба и невосприимчивость современников к проблемам таланта при его жизни. Даже общепризнанное величие художника не даёт ему защиты от элементарных материальных проблем. Отсюда горькие слова, иллюстрирующими "неправильности" отечественного отношения к великому таланту - тот же Пушкин, Достоевский... Так в "Из записной книжки" он сравнивает отношение соотечественников к Пушкину и Сенкевичу. Быстрое забвение талантливого художника и старого приятеля Верещагина Лемана наводит автора на мысль о вечной необеспеченности наших выдающихся людей, "особенно на поприще искусства и литературы". ............ |