Введение
На сегодняшний день актуальны проблемы этнических различий и самоидентификации. Потому что Россия и многие другие евроазиатские страны вмещают в себя множество различных культур, религий и этносов. Понятие этноса зачастую трактуется с точки зрения исторического подхода. Но существует и другое объяснение, показывающее самого человека в системе этнических отношений. Наиболее четко прослеживаются факты самокатегоризации и идентификации с группой со стороны ее членов в формулировке Т. Стефаненко: "С позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающий себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие".
Личность в системе этнополитических отношений
Вот почему в процессе идентификации играют огромную роль субъективные факторы. Ведь человек, несмотря на схожесть языков, культуры и территории, сам решает к какому этносу себя отнести. При формировании определенных мнений по поводу других этносов влияет стереотипическое сознание. То есть существуют определенные стереотипы, согласно Липпману, это принятые в исторической общности образцы восприятия, фильтрации, интерпретации информации, основанные на опыте.
На основе них возникает боязнь разных этносов к восприятию друг друга, которая ведет к появлению следующих проблем:
1. Появление экономической конкуренции. Особенно подчеркиваются роль конкуренции между группами рабочих за дефицитные рабочие места. Люди, имеющие работу (особенно те, кто занимает низшие должности), чувствуют угрозу со стороны тех, кто ее ищет. Когда последние являются членами других этнических групп, может возникнуть или усилиться враждебность.
2. Боязнь других норм, культуры, установок, традиций из-за непонимания или же недостатка информации.
3. Недостаток общения с другими этносами и как следствие непонимание их. Физические или культурные различия между двумя группами могут стать "признаками" господства и подчинения - черный цвет кожи стал символом рабства в американском рабовладельческом обществе. На этом различии основывается идеология "природного превосходства".
4. Сохранение образа "Мы" и "Они". Особая важность этой темы для каждого человека, вероятно, связана с тем, что принадлежность к той или иной нации является универсальной характеристикой, свойственной всем людям без исключения. Формирование чувства причастности к некоему "мы" неразрывно связано, или даже является следствием появления концепции "чужие".
5. Национализация сознания, невосприимчивость другой расы или этноса. Происходит восприятие представителей других народностей не только как "чужих", но как "врагов".
6. Локальность размышлений. Сравнение у людей разных национальностей идет не вообще, скажем, русских и армян, русских и татар, русских и евреев, а русских и татар в Татарстане, или русских, армян и евреев, например, в Москве, т.е. в обозримой локальности.
7. Боязнь роста потребностей "Чужого" этноса, в связи с этим страх, что ущемятся свои интересы. Конфликтность здесь связана с тем, что доминирующая в высокостатусных слоях группа должна "потесниться". Вместе с тем, у той национальности, которая продвигается в эти слои, растут потребности. "Чем больше имеем, тем больше хотим",
8. Территориальные притязания внутри республик, исходящие из того, что люди данной народности проживают на смежных территориях.
9. ............