Часть полного текста документа: Манипулятивное поведение Литература: Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защиты. - М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1977 Существует еще один вид поведения, о котором следует сказать особо - манипулятивное поведение. Определение: Манипуляция - это вид психологического воздействия, которое искусно исполняется скрытно от того, на кого оно направлено. Цель манипуляции - вызвать у этого человека намерения, не совпадающие с его актуальными желаниями, побудить его действовать в интересах манипулятора. Таким образом, оказанное на человека воздействие относят к манипулятивным, если 1. Это воздействие психологическое 2. Человек, на которого оно направлено, рассматривается как средство для достижения каких-либо целей (метафора "прибрать к рукам") - это стержневой, но не единственный признак 3. Воздействие носит скрытый характер 4. Воздействие исполнено с определенным мастерством. Последние два условия создают иллюзию самостоятельности действий у объекта манипуляции. Примеры 1. Внучка просит бабушку показать, как сшить фартук кукле (д/з по труду) Бабушка объяснила, но через 5 минут - снова вопрос, потом снова и снова. Бабушка не выдерживает и сама заканчивает работу. 2. Подчиненный приходит с вопросом, который сам не может решить ввиду отсутствия полномочий. Начальник, чтобы не выдать своего нежелания решать этот вопрос, начинает распекать подчиненного за действительные и мнимые недочеты. Тот, наконец, взрывается, переходит на повышенный тон, обижается. Начальник говорит: "Научитесь сначала держать себя в руках, а потом приходите." В деловой практике, к сожалению, подобное поведение не редкость, тем более, что распространявшиеся многие годы пособия Карнеги способствовали тому, что манипулятивное поведение рассматривалось чуть ли не как образец делового поведения и признак высокой деловой культуры. На самом деле подобный стиль обращения с другим человеком грубейшим способом попирает его права, наносит ему ущерб, так что сейчас манипулятивное поведение оценивается как скрыто-агрессивное. Место манипуляции в системе человеческих отношений Каждый из нас неоднократно участвовал в манипуляции как в роли манипулятора, так и в роли жертвы манипуляции. Последняя роль неизменно связана с неприятными переживаниями. Часто мы поддаемся на манипулятивную провокацию, чтобы избежать неприятных чувств ( страха, стыда, вины и т.д.), или желая заслужить чье-то одобрение, повысить свой престиж, лучше выглядеть в чьих-то глаза. Неудовлетворенность результатом также вызывает неприятные переживания. Вспомните ситуации, когда вскрывалась неискренность наших партнеров, когда мы чувствовали досаду на то, что попались на чужую удочку: проговорились, предложили, пообещали, согласились, сделали, а потом выяснилось, что все действия наших партнеров были направлены на достижение своих собственных целей, о которых мы не знали.. С точки зрения делового поведения, это не лучший способ ведения дел. Главный недостаток - нарушение принципа равноправия и уважения. С точки зрения результатов взаимодействия - такого рода приемом можно воспользоваться только один раз: после этого партнер либо разорвет отношения с вами, либо прибегнет к жесткой конфронтации. ............ |