Часть полного текста документа:Лановой Василий Семенович Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии. Родился 16 января 1934 г. В Училище им.Б.Щукина пришел из Театральной Студии ЗИЛа в 1954 г. После окончания Училища был принят в Театра им.Евг.Вахтангова (1957 г.). Мужественная внешность, яркий темперамент, волевые качества - все эти сценические свойства отличали актера еще в самом начале творческого пути. Впервые зритель увидел Василия Ланового, когда ему было неполных восемнадцать лет, в фильме "Аттестат зрелости" (1954 г.) - его Листовский сразу привлек внимание, а следующая работа в кино - Павел Корчагин ("Как закалялась сталь", 1957 г.) закрепила за ним амплуа героико-романтического плана. Первой работой в театре тоже был герой - юный, мечтательный, отдавший жизнь за Родину политрук Бакланов ("Вечная слава" Б.Рымаря, 1958 г.). С тех пор тема героизма, борьбы, осознанного мужества, жизни на пределе возможности, стала для Василия Ланового одной из ведущих в его творчестве. Лучшие из таких работ - Огнев ("Фронт" А.Корнейчука, 1975 г.), сыгранный актером с неистовым темпераментом ответственного, идущего на конфликт с "горловщиной", человека нового поколения, решительно ломающего старые методы руководства армией, и председатель колхоза Сагадеев ("Тринадцатый председатель" А.Абдуллина, 1979 г.) - образец высокой гражданственной, истинной боли за жизнь людей. Актера привлекала неординарность характера персонажа, которого судят за то, что он проводит экономический эксперимент для улучшения жизни односельчан. Актер любит и умеет вести разговор от лица своего поколения, его привлекают образы большой нравственной силы, характеры крупные: Алексей ("Алексей Бережной Е.Симонова, 1962 г."), Гермин ("Ливень" Л.Войтехова, 1964 г.), Мансур ("Женщина за зеленой дверью" Р.Ибрагимбекова, 1973 г.), - все это люди открытой позиции, активно устремленные к высокой жизненной цели. В.С.Лановой обладает способностью возвышать свои персонажи, придавать им черты привлекательности. В этом смысле его Протасов ("Дети солнца" М.Горького, 1968 г.) не никчемный фантазер и рефлексирующий интеллигент, а мечтатель, творец, углубленный в свою науку, а Дон Гуан ("Каменный гость" А.Пушкина, 1963 г.) не роковой обольститель, а натура щедро одаренная, влюбленная в жизнь, ненавидящая лицемерие и скуку и бросающая им дерзкий вызов. Василий Лановой - артист разноплановый, и, несмотря на тягу к романтическому, любит играть характерные роли. Ему свойственен такой сценический ход, при котором он, как бы видя персонаж со стороны, подсмеивается над ним. Его Калаф, хоть и прекрасный герой, готовый идти на смерть ради обладания Турандот, окрашен мягким юмором, отчего делается обаятельнее, ближе. В этом ряду надо отметить и озорного, проказливого Ковьеля ("Мещанин во дворянстве" Ж.Б.Мольера, 1969 г.), и бравого капитана Роланда ("Девушка-гусар" Ф.Кони, 1980 г.), и пожилого чудака Ланглуа ("Убийство на улице Лурсин" Э.Лабиша, 1990 г.), и эксцентричного Маркиза Па-де-Труа ("Золушка" Е.Щварца, 1966 г.), причем, учитывая, что все эти спектакли музыкальные, актер проявляет незаурядные способности в искусстве водевиля, прекрасно двигается, поет. В тоже время Василий Лановой может жестко выявить в своих работах черты властолюбия, бессердечности, расчетливости. ............ |