Курдский вопрос во время политического кризиса в Ираке в 2006 году Политические процессы в Ираке, связанные с началом формирования нового парламента в начале 2006 г., усилили внутриполитическую напряженность в иракском обществе. Страну охватил новый политический кризис, обусловленный ожесточенной борьбой за власть между различными политическими группировками. Далеко не все иракцы позитивно восприняли зафиксированный в конституции федеративный принцип построения нового государства. Его считают неприемлемым как шиитская, так и суннитская части населения страны. Некоторые аналитики даже склонны констатировать, что Ирак разделен на "этнические и религиозные кантоны с различными целями и взглядами". Они аргументируют это тем, что во время парламентских выборов 9 из 10 иракцев, голосовавших в шиитском регионе, отдали свои голоса за шиитов, аналогично 9 из 10 иракцев в суннитском регионе проголосовали за суннитов, курды - за своих кандидатов, и только 9% голосовали за кандидатов, выражавших общенациональные интересы. При этом результаты выборов разочаровали американских советников, все еще рассчитывающих создать в Ираке секулярное и центристское правительство, которое будет состоять из умеренных политиков, способных обуздать выступления арабо-суннитских повстанцев против правительства. Нынешнее контролируется пока шиитами, составляющими большинство населения (60%) страны. Участие курдов в высших управленческих сферах, по их расчету, должно в какой-то степени оказать интегрирующее влияние и на курдское сообщество.
Заинтересованность курдских автономистов состоит в сохранении тех привилегий, которые предоставляет регионам (особенно Курдскому автономному району - КАР) постоянная конституция. Они стараются использовать зафиксированный в Основном законе федеративный принцип государственного устройства Ирака для обеспечения КАР "специального статуса", предоставляющего курдам право эксплуатации природных ресурсов и контроля над нефтяными доходами. Поэтому они активно участвуют в политической жизни центра. Результаты парламентских выборов оказались весьма благоприятными для иракских курдов, получивших 53 (по другим данным, 55) депутатских места. Но для создания влиятельной фракции им требуется войти в коалицию с другими политическими силами, со многими из которых их разъединяют серьезные противоречия.
Антиподами курдов являются сунниты, выступающие против федерализма центра и юга, настаивающие на формировании правительства технократов, ратующие за назначение независимого от партий главы МВД. Они хотят внести поправки в конституцию для того, чтобы не допустить шиитов и курдов к контролю над природными ресурсами. В случае их объединения с группой Аллави (так же, как и сунниты, оспорившей результаты парламентских выборов) они составят в новом парламенте блок из 80 депутатов. При этом сунниты требуют переизбрания президента страны после формирования правительства. И не исключено, что они выдвинут своего кандидата.
Однако курды не склонны предоставлять арабским суннитам какие-либо политические и экономические привилегии и допускать их избрания на высшие государственные посты. Это обусловлено тем, что их правящая верхушка во время правления С. Хусейна, занимавшая тогда доминирующее место в политической жизни, причастна к геноциду курдов. Теперь их связывают также с террористическими акциями, происходящими в Ираке. ............