Часть полного текста документа:Кунсткамера и трансформация представлений о сакральном в петровскую эпоху Гафанова Ю. В разные эпохи существовало различное понимание сакрального. Интересно проследить, как изменялось содержание представлений о сакральном в период петровских реформ - в эпоху, сыгравшую особую роль в истории России. Древнерусская культура до Петра I представляла собой синкретическую "культуру-веру", цельность которой обеспечивалась системой готовых эталонов, форм этикета, критериев оценок, которые санкционировались церковью. В результате петровских реформ происходило разделение на собственно "культуру" и собственно "веру", при этом усилиями царя и его окружения религиозная часть ушла на периферию, а светская стала в центре социальной и культурной жизни. Но нельзя "отменить" религию, нельзя царским указом убрать из жизни людей то, что на протяжении веков составляло основу, ядро мировоззрения. Поэтому происходила трансформация православия и важнейшей его основы - понятия сакрального. Святость смещалась из церковной сферы в светскую, в результате чего сакрализовались основные государственные институты и феномены культуры, даже те, которые раньше воспринимались как антипод святости. Теперь зачастую происходило смешение сакрального и профанного, ибо преследуя цель вывести Россию в ряд влиятельных европейских держав, царь-реформатор не выбирал средства, используя все, что было под рукой. Раскол средневековой культуры вызвал к жизни плюрализм, когда в одном семантическом пространстве сочетались пессимизм и оптимизм, аскетизм и гедонизм, дидактизм и развлекательность. Наиболее ярко переход сакральности от прежних объектов в новым проявился в сфере науки и искусства, в связи с тем, что в это время произведения искусства и научные достижения получили высокий социальный статус. Знаменателен сам факт возникновения светского искусства и наук, исследующих окружающий мир. В центре внимания оказался человек, гражданин, носитель идеи "общего блага". Трудно переоценить культурные сдвиги, произошедшие в тот период, когда создаются светские профессиональные школ, вводится упрощенный гражданский шрифт, основываются типографии, издается первая русская газета "Ведомости". Подробнее можно остановиться на таких новых для России XVIII века явлениях, как театральные постановки и открытый для публики музей, которые имели своими истоками как средневековый балаган с его занимательностью, действом-действием, так и европейскую науку с присущим ей механицизмом и интересом к человеку. Как социальные институты, выполнявшие важные для укоренения нового пропагандистские функции, театр и музей маркировались как явления с высоким статусом. Пространство музея является особой средой, соединяющей материальное и духовное, "священное и мирское" (М. Элиаде). Попав в музей, предмет начинает приобретать новые смыслы. Помимо материальной ценности экспонат наделяется особой значимостью, что роднит его с предметом сакральным. Предшественники музейных коллекций: сокровищницы в захоронениях, священные рощи, тезаурусы древних храмов, собрания предметов в античных мусейонах, виллах и термах, реликварии средневековых церквей и часовен - все они служили посредниками в общении с иными, невидимыми мирами, с Богом и вечностью. Уникальным явлением в русской культуре XVIII века была Кунсткамера - первый в России и на протяжении более 100 лет единственный публичный музей. ............ |