Часть полного текста документа:Культурология, как самостоятельная наука Культурология, ее предмет и метод В науке обозначился все увеличивающийся интерес к культурологии. Н. С. Злобин отмечает, что в самых разных областях социального знания и научных дисциплинах "вычленяются специфически культурологические направления, исследующие разные (а иной раз и одни и те же) аспекты культурной жизни " . Но дальнейшее развитие исследовательской мысли и в этой области "возможно лишь на базе общей теоретической концепции, выступающей в качестве интегративной методологической основы, объединяющей все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему". Как правило, попытки построить обобщающую концепцию культуры связаны с анализом культуры или рассмотрением других явлений, в которые она входит: "культура и духовное (материальное) производство", "культура и природа", "культура и сознание", "культура и язык" и т. д. Такой подход безусловно расширяет область знаний о культуре, но не дает решения проблемы ПРЯМОЕ сопоставление определений и признаков культуры само предполагает некоторый содержательный критерий отбора, своего рода концепцию Поэтому попытки прямого определения культуры приводят лишь к еще одному (наряду с другими) представлению культуры. Методологически целесообразен обратный ход-от предмета и метода к объекту. Итак, начать, вероятно, нужно с обсуждения предмета и метода культурологии. Предмет культурологии. В культурологию до сих пор вносят вклад разные дисциплины: антропология, социология, психология, история, педагогика. Рассмотрим для примера антропологию и социологию, оказывающие на культурологию наибольшее влияние. Антропология в одном из своих главных направлений занимается сравнительным изучением общества и человека. Понятие "культура" в антропологии выражает по меньшей мере три момента: культурное становление (просвещение) общества и человека (первичное значение слова "культура"-возделывание, культивирование)'; совокупность (целостность) общественных и человеческих обычаев, традиций, привычек, учреждений и т. п.; естественная целостность (система), противостоящая другим культурным целостностям. Теоретики культуры подчеркивают эмпирический характер антропологических представлений (они "описательны" и "перечислительны"). Вместе с тем они отмечают, что "социальная антропология" тяготеет к социологии и заимствует из нее основные схемы и методы. Остальная часть антропологии, иногда называемая "культурной антропологией", тяготеет к психологии и истории. Ориентация на столь разные дисциплины, естественно, ведет к столкновению установок и ценностей в самой антропологии, а также к различным трактовкам культуры. Действительно, несмотря на почти вековое развитие, социология по-прежнему ориентируется на идеал положительной, естественной науки, противопоставляя научное мышление философскому (социологическую науку - социальному философствованию). Эта установка явно или неявно смыкается с ориентацией на практическое, квазиинженерное использование социологических знаний. Идеал же антропологии, особенно культурной, иной, он ближе к гуманитарной науке. Внимательный анализ развития антропологии показывает, что, хотя она и пользуется иногда естественно" научной установкой, все же основная антропологическая ценность-понимание культуры (чужой или своей). ............ |