Введение
Культурология изучается сегодня практически во всех вузах России, вне зависимости от того, позиционируют они себя как классические или технические университеты либо подчеркивают профессиональную направленность в рамках академий и школ. Это обусловлено не только тем, что культурология формально присутствует в перечне учебных дисциплин государственного образовательного стандарта; изменения, происходящие в современном обществе, так сложны и многослойны, так динамичны и разноплановы, что их постижение требует выхода за пределы ситуативного анализа, поиска глубинных, универсальных оснований культурного разнообразия.
Роль культурологи в системе гуманитарного знания во многом объясняется ее особенностями эстетического и антропологического характера. История и теория мировой культуры, преодолевая трудности переводов, фрагментарность источников, странности символов и чуждых образов, рисует, воссоздает живой облик прошлого и настоящего, и каждый оттенок образного мировидения говорит о человеке, соответствуя пафосу пробуждающегося гуманитарного сознания и самосознания.
История становления понятия «культура»
Слово «культура» происходит от лат. cultura – возделывание, уход, обработка земли. То есть использовалось значение земледельческого труда. Но уже в 45 г до н.э. у римского оратора Цицерона в его «Тускуланских беседах» употребляется такое выражение: «Культура ума есть философия». Слово культура впервые использовалось по отношению к человеку как синоним слов: образованность, просвещенность, воспитанность. Цицерон считал, что ум тоже нужно совершенствовать, «обрабатывать», как и землю. Только обработка земли – удел раба или крестьянина, а обработка ума – удел свободного человека. Таким образом, слово культура приобретает значение, близкое к современному.
Новое значение понятия «культура» возникает в Новое Время, в связи с теми культурно-историческими процессами, которые получили название «открытие человека».
В Средневековье человека понимали как соединение двух противоположных начал (божественного и природного). Но в Новое Время появляется представление о том, что в окружающем мире помимо этих двух миров существует еще один мир, созданный самим человеком. Именно он и называется «культура».
Мир условно можно разделить на 2 части: природа и культура. Что неприродное-то культурное. Что некультурное – то природное.
Таким образом, появляется самое широкое значение понятия «культура» - это вторая природа или мир человека, созданный им самим. Существуют и более узкие определения культуры. Например, в прессе культура – это сфера учреждений культуры (театры, музеи). Но в культорологии существует множество определений культуры.
В 1952 г американский ученый Кребер Кланхен в своем труде приводит около двухсот определений культуры. Современная гуманитарная наука приводит несколько сотен определений.
Сложность и многообразие определений связана со сложностью самого феномена культуры и с разнообразием подходов к исследованию культуры.
Интегративный характер культурологического знания
Рассмотрим четыре тезиса, аргументирующих интегративный характер культурологии.
Тезис первый. Культурология с одной стороны, является обобщением данных социально-научных, естественно-научных и гуманитарных дисциплин, а с другой – содержательно включена в них. ............