Культура XX века
Содержание
1. Модернизм
2. Авангардные направления в искусстве
3. Культура второй половины XX века. Постмодернизм
Список использованных источников
1. Модернизм
XX век стал веком "проклятых вопросов", рожденных трагическими событиями - революции, мировые и гражданские войны, нацизм, - которые отразились на культуре. Новые формы искусства, виды социальных практик, способы философского самовыражения, научные теории, нравственные каноны, правила общественной морали – все области в жизни человека затронуло новое особое ощущение – ощущение абсурда. Человек увидел, как пространство мира распадается. Мир не поддавался напору разума, уходил из-под ног, и человек понял, что его мысли о могуществе – это иллюзия. Человек осознал себя "главным промахом Бога" (Ф.Ницше), и провозгласил ненужность Бога для себя. В 125-м фрагменте из "Веселой науки" немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900) приводится показательный сюжет: некий безумец выбегает с фонарем на улицы города. Люди в недоумении спрашивают, что он собирается делать, и он отвечает: "Тот Бог, которому вы все поклоняетесь и поклонялись, на самом деле мертв (умер). Он мертв, потому что вы сами Его убили". Бог у Ницше – это не только Бог христианства или другой религии, а весь сверхчувственный метафизический мир, ценности которого люди перестали принимать. Ницшевская идея о "смерти Бога" влечет за собой другие: все дозволено, новым Богом становится искусство; место Богочеловека Христа занимает сверхчеловек, человекобог, который противопоставляет себя "дрожащим тварям", толпе. Человек научился только мучить мир и самого себя, потому что остался один на один с разрушающимся самим собой. Культура заменила религию.
Модернизм – (фр.modern – "новый") – философско-эстетическое движение в литературе и искусстве конца XIX – первой половины XX века. Модернизм просуществовал до 50-60-х гг. XX века, в 70-е гг. его сменил постмодернизм. Философской базой искусства модернизма стала философия абсолютного идеализма, провозглашающая нереальность материального мира и реальность мира идеального, нематериального. Основоположник - Фрэнсис Брэдли (1846-1924). А также - философия экзистенциализма (лат. exsistentia – "существование") - влиятельное послевоенное течение, выступившее против дегуманизирующих тенденций в политике, социальной жизни, культуре, науке, технике, экономике и пр., рассматривающее духовные вопросы под знаком "экзистенции" как специфически человеческого существования в мире). Представители – Мартин Хайдеггер (1889-1976), Жан-Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю (1913-1960), Карл Ясперс (1883-1969), Габриель Марсель (1889-1973), Николай Бердяев (1874-1948), Лев Шестов (1866-1938).
На искусство модернизма оказал влияние интуитивизм (лат. intuitus- "взгляд") - позиция в теории познания, основывающаяся на убеждении в двуединстве и внутренней взаимосвязи сознания и внешней реальности, т.е. незамкнутости сознания на себя: сознание способно "выходить за пределы себя", "входить в бытие", "озарять" его своим светом и воспринимать внешнюю реальность, без привлечения чувственных данных. Представители: Анри Бергсон (1859-1941), Николай Лосский (1870-1965), Семен Франк (1874-1950).
Немалую роль в модернистском искусстве сыграла восточная философия, буддизм с его созерцательностью, пассивностью; а также философия Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895).
Модернизм исходит из того, что мир изначально трагичен и абсурден. ............