Часть полного текста документа:Культура толерантности в современной парадигме образования Данилова М.И. (г. Краснодар) Тринадцатый год мы живем в Новой России, в новых социально-экономических условиях, повлекших за собой не менее значимые изменения в общественном сознании. Какова доктрина современного образования и воспитания? Какую личность мы собираемся сформировать? Что изменилось в ценностных установках, идеалах, нормах поведения за этот период времени? Какова роль преподавателя и воспитателя во всем этом процессе? Попытка осознать новые задачи, выявить проблемы и наметить перспективы представляется достаточно актуальной. Проанализируем мировоззренческие основания личности советского и постсоветсткого периода. Советский человек должен был быть коллективистом, патриотом и обладать атеистическим мировоззрением. "Коллективизм" означает признание абсолютного главенства некоторого коллектива или группы, например, общества, государства, нации или класса - над человеческой личностью. Коллективизм влечет за собой единомыслие и подчинение единой идеологии большинства, их устоявшимся правилам, установкам, стереотипам. Наряду с позитивными чертами коллективизма: взаимопомощью, поддержкой, следует отметить формирование негативных черт, таких как пассивность, иждивенчество, унификация и стандартизация взглядов. В образовательном процессе ориентировались на среднего ученика или студента: подтягивали слабо успевающего, поощряли хорошо успевающего. Если кто-то не хотел учиться, - заставляли, насильственно прививая "любовь к труду" и учебе. Но, заметим при всей парадоксальности ситуации, "труд" и "образование" воспринимались как ценность. Хотя преподаватель "ретроград" мог оборвать оригинально мыслящего студента, мол "не умничай". А собственное мнение, высказанное в разрез официального, могло быть прокомментировано в лучшем случае, как: "не твоего ума дело, без тебя разберутся". Конечно, во все времена были талантливые учителя и талантливые ученики, я всего лишь говорю о тенденциях. "Толерантность" в этом случае означала согласие с мнением большинства, даже если они были не правы. То есть несогласных либо не было, либо они воспринимались как "предатели", "враги" или "диссиденты". Последний термин, вошел в современный политический лексикон из истории религий, так называли вероотступника, "инакомыслящего". По терминологии официальной идеологии диссидент - "отщепенец". Хотя среди традиционных лозунгов диссидентов были - демократизация общественной жизни, правовое государство, гласность, открытое общество, радикальная экономическая реформа, то есть то, что становится реальностью в постсоветский период. Таким образом, проблема "терпимости" или "толерантности" в советский период просто не стояла, напротив, процветала нетерпимость к иному мнению, а репрессии инакомыслящих могли привести к их физическому устранению. Избавиться от наследия "нетерпимости" нам не удалось и поныне. Современная ситуация переходной эпохи изменила ценностные мировоззренческие ориентации. Поиск нового качественного состояния общества требует инициативной, предприимчивой, одаренной личности, способной вырабатывать новые идеи, ценности, технологии. В нынешней ситуации на мировоззренческую арену выдвигается "индивидуализм". ............ |