Часть полного текста документа: Тема: Культура средневековой Европы. Древнерусская литература: семь веков. Русская литература насчитывает почти тысячелетнюю историю. Это одна из Старейших литератур Европы. Её начальный, или древ-нейший, период длился более семи столетий, с 11 по 17 век, и имел специфические черты, присущие средневековью, выражавшиеся, прежде всего, в мировоззренческой основе литературы и её рукопис- ном характере. Литература на Руси появилась во второй половине 10 века с расп- ространением христианства и славянской письменности. Христианст- во - письменная религия. Возникновение и развитие письменности обусловлено потребностью в изложении и распространении христи- анского вероучения. С одной стороны, переводная литература дала толчок развитию оригинальной древнерусской литературы, с другой - её возникновение было в значительной степени подготовлено высо- ким уровнем развития устного народно - поэтического словесного творчества - сказок, былин, песен и т. д. Но в отличие от фольклора, литература формировалась иным типом мышления, на иной эстети- ческой основе. Фольклор - результат творчества широких народных масс. Его среда обетования была гораздо шире среды обетования ли- тературы. Литература - продукт деятельности не всей, а только обра- зованной части общества. Как область умственной деятельности, средневековая литература тесным образом была связана с философско - мировоззренческими представлениями писателей, выражая их прямо или отражая опосре- дованно. Для древнерусской литературы эта связь была тем более сильна, что в средневековый период художественный метод отраже- ния бытия, присущий литературе, не существовал обособленно от на- учно - познавательного метода по причине синкретизма средневеко- вого личностного и общественного сознания. В результате развитие литературы было тесным образом связано с развитием философско- мировоззренческой мысли Древней Руси. При периодизации литера- турного процесса необходимо не только исходить из смены и взаимо- отношений исторических событий и эпох, но и учитывать процесс развития мировоззрения в Древней Руси, не забывая о теснейшей свя- зи этих двух процессов. В этой связи необходимо рассмотреть фило- софско - мировоззренческие представления Древней Руси 10 - 17 вв., отражение взглядов в литературе и влияние их на развитие литератур- ного процесса средневековья. Миры видимый и невидимый в сознании книжно - образованных людей 10 - 13 вв., к которым относились и писатели, составляют сот- ворённую Богом Вселенную. В центре неё находится сам Творец. От- туда взирает он на сотворённый мир и правит им. Его взор на мир - из центра мироздания, из глубины иконы, отразили иконописцы в обрат- ной перспективе икон. Человек, стоящий перед иконой и общающийся через неё с Богом, был последним в ряду творений. В момент молитвы он составляет с ней целое, как бы "замыкает" икону. Благодаря обрат- ной перспективе на человека обращён идущий из глубины иконы взг- ляд Создателя. "Что есть человек, что ты знаешь о нём?" - этими словами из Псалтыри начинает свои рассуждения о человеке, о смысле жизни в "Поучении" детям киевский князь Владимир Мономах (1053-1125). ............ |