План Вступительная часть 1. Запад и Восток: два пути культурно-исторического развития 2. Религии народов Востока 3. Традиции художественного творчества народов Востока Заключительная часть (подведение итогов)
Введение
В исследовании культуры Востока имеется два подхода. Первый- культура Востока является хотя и своеобразной, но отсталой по сравнению с европейской. Второй - восточная культура имеет свой уникальный путь, который не подлежит сравнению с европейским, так как Восток представляет собой совершенно другой мир и иное мировосприятие.
Второй подход представляется более объективным. Давать качественную оценку двум глобальным культурам нельзя. Невозможно определить их первенство в мировом культурно-историческом процессе. Известно, что первые цивилизации возникли на Востоке. В период же раннего средневековья европейская культура приходит в упадок, в то время как на мусульманском Востоке наступает расцвет, который не только предшествовал европейскому Возрождению, но и во многом предопределил его.
1. Запад и Восток: два пути культурно-исторического развития
Начало различию между Востоком и Западом положила так называемая архаическая революция в античной Греции. Она происходила в VIII-VI в.в. до н. э. Ее результатом стало утверждение частной собственности и гражданского общества, когда были провозглашены частноправные гарантии каждого гражданина, его права и свободы.
В чем же принципиальное отличие восточной культуры от западной?
Во-первых, оно заключается в различном отношении к собственности. Начиная с архаической революции частнособственнические отношения постепенно начали занимать в Европе господствующее положение. В качестве собственника здесь выступал конкретный человек или семья. На Востоке же собственником выступало государство.
Во-вторых, выступая в качестве собственника, восточное государство, а точнее его аппарат, постоянно вмешивались в товарно-денежные отношения, перераспределяли материальные блага между подданными. Благосостояние почти исключительно зависело от занимаемой должности. Чиновник являлся не только носителем власти , но и распределителем благ. Из этого в восточной культуре сложилось чрезмерное преклонение перед государством, культ благочестивых и справедливых правителей, что часто приводило к установлению деспотических режимов.
В-третьих, исходя из своего положения верховного собственника, государство на Востоке выступало, как объединяющее начало. В то же время оно могло силой подавить свободомыслие, предприимчивость, отобрать собственность. На Западе же государство гарантировало охрану частной собственности и личную неприкосновенность. Отсюда на Западе общество граждан-собственников навязывало свою волю системе, а не государственная система безраздельно господствовала над людьми как на Востоке. Фактически единственным ограничителем произвола власти на Востоке выступала религия.
В-четвертых, Восток и Запад отличаются религиозным мировосприятием. На Западе преобладает внешняя религиозность, которая часто ограничивается совершением обрядов. На Востоке же - внутренняя. Общение с богом в большей степени обусловлено состоянием человека, его внутренней потребностью. ............