План:
Введение
1. Письменность Древнего Двуречья
2. Литература Древнего Двуречья
3. Религиозно – философские трактаты
4. Развитие науки о Древнем Двуречье
5. Искусство Древнего Двуречья
Заключение
Список литературы
Введение
В начале ХХ в. стало ясно, что знакомство с древним Востоком, с его языками и письменностью, с его материальной культурой, наукой, литературой, изобразительным искусством и религией выросло настолько, что требует отдельного изучения. Стало понятно, дальнейшая расшифровка сохранившихся в огромном количестве клинописных документов внесет много нового в понимание истории культуры стран Передней Азии.
«Даром Нила» называет Геродот Египет. Таким же «даром Евфрата и Тигра» можно назвать гигантскую «восьмерку», которую описывают обе эти реки на свое пути.
Название «Месопотамия», т.е. «Междуречье» греки применяли только в северной части гигантской восьмерки. Сенааром евреи называли южную часть этой страны, которую правильнее было бы назвать Двуречьем.
Культура Двуречья, так же как и всей Передней Азии, во все времена перекликалась с другой ведущей культурой, с Египтом; оба великие материка, азиатский и африканский, и культурно-исторически и даже геологически никогда не были оторваны друг от друга, Синайский полуостров в отношении геологических условий является частью Аравийского полуострова.
Первые государства на территории Двуречья возникли в начале III тысячелетия до н.э. "Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры. В истории Шумера видную роль играли города Эриду, Ур, Лагаш. Источники дают сведения о довольно ранних сношениях шумеров с пастушескими семитическими племенами, которые затем появляются на территории, заселенной шумерами. А с III тысячелетия до н.э. на севере Двуречья семиты стали выступать наследниками и продолжателями шумерской культуры.
Самым древним из городов, основанных семитами, был Аккад, ставший столицей государства, выступившего в качестве объединителя Двуречья. После падения Аккадского царства северная часть Двуречья продолжала называться Аккадом, а за южной частью сохранилось название Шумер. Среди городов, основанных семитами, был Вавилон, политическое и культурное значение которого росло, начиная со II тысячелетия до н.э. Вавилон затмил все остальные города страны, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией.
Особое место в истории Древнего Вавилона занимает период царствования Хаммурапи. По вступлении на престол (начало XVII в. до н.э.) Хаммурапи повел завоевательную политику, итогом которой явилось образование единой вавилонской империи. Вскоре после смерти Хаммурапи (1750 г. до н.э.) Вавилон подвергся нападению касситов, господство которых продолжалось 500 лет. Новое возвышение вавилонского государства приходится на VII век до н.э. Ново-Вавилонская монархия просуществовала до VI в. до н.э. и была завоевана персами.
Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества, прежде всего на свободных и рабов.
Рабы ("вардум") составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). ............