«Кружок русского языка» – наиболее распространённый вид групповой внеклассной работы по русскому языку.
Виды внеклассной работы по русскому языку необычно многообразны. Это различные лингвистические кружки общества любителей словесности утренники вечера, Экскурсии, лингвистические КВН, олимпиады, тематические конференции, конкурсы, обсуждения популярных книг о русском языке, выпуск тематических стенгазет, бюллетеней, устные и рукописные лингвистические журналы и многое другое.
В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Учащиеся говорят устные сообщения, проводят беседы, выступают с докладами, упражняются в выразительном чтении стихов, отрывков из художественной литературы.
Одни виды внеклассной работы постоянно действующие, (работающие в течение всего года), другие эпизодические. Они не исключают друг друга, наоборот, широкое развертывание различных видов внеклассных мероприятий предполагает их гармоническое сочетание.
По форме внеклассные занятия по русскому языку могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными.
К постоянно действующим формам работы относятся групповые внеклассные мероприятия – различные лингвистические кружки и общества (клубы).
К эпизодическим мероприятиям относятся массовые сборы (утренники, вечера, олимпиады, конкурсы, экскурсии).
Кружок – это основной и наиболее распространённый вид групповой внеклассной работы. Организуется кружок из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек.
Самым распространённым для учащихся IV –VIII классов для старших классов является кружок с распространённым названием «Кружок русского языка». Но в последнее время в зависимости от избранной тематики (основных языковых вопросов, отобранных для занятий) кружкам стали давать более конкретные названия. «Кружок занимательной грамматики», «Кружок культуры речи», «Кружок юных корреспондентов» - это лишь малая часть из названий, которые отражают соответствующую тематику.
Чем же они отличаются друг от друга и что в них, несмотря на разные названия общего? Наша цель не только ответить на поставленные вопросы, но раскрыть работа различных кружков по русскому языку.
Главное различие всех кружков состоит в том, что в каждом кружке изучаются определённые вопросы. Так, например, в кружке этимологии рассматриваются вопросы изучения происхождения отдельных слов и выражений, в кружке занимательной грамматики – вопросы, связанные с грамматической занимательностью.
«Кружок по русскому языку при известных обстоятельствах, - писал А.В. Текучёв, - может быть одновременно и кружком по литературе. Это может иметь место в том случае, если школа или учитель не имеет возможности по тем или иным причинам организовать самостоятельные кружки по языку и литературе. В этом случае план кружка расширяется за счёт материалов по литературе, а состав его участников пополняется учащимися, которые интересуются преимущественно литературой».
Но каковы бы, ни были названия кружков, цели и задачи у них одни – повысить общую языковую культуру учащихся, привить любовь к русскому языку, вызвать интерес его изучению.
Наряду с кружками к постоянно действующим видам внеклассной работы относятся общества любителей русского языка и форумы любителей русского языка. ............