Часть полного текста документа:Круговорот ресурсов в организации, или очень краткий курс теории экономики Галина Юрьевна Касьянова, ведущий эксперт Ассоциации бухгалтеров, аудиторов и консультантов по вопросам методологии налогообложения, бухгалтерского учета и экономического анализа. Для руководителя предприятия, которое является основным пользователем данных бухгалтерского учета, его информация необходима для принятия управленческих решений, планирование и контроля. Основной целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Под прибылью понимается разница между выручкой от реализации продукции, произведенной организацией (или товара, приобретенного для продажи), и затратами на производство и реализацию этой продукции (или на приобретение товара). Выручка от реализации - это все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Затраты - это расходы, понесенные в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств. Из расходов предприятия складывается себестоимость продукции, которая включает четыре основных элемента: материальные затраты; затраты на оплату труда; амортизационные отчисления; прочие затраты. Рассмотрим, что представляет собой каждый из этих элементов. Материальные затраты - это стоимость сырья и материалов, из которых производится продукция, предназначенная для продажи. Затраты на оплату труда - это сумма заработной платы, начисленной работникам организации, занятым производством и продажей продукции. Стоимость материалов и заработной платы полностью переносится на затраты по изготовлению продукции единовременно, то есть в тот момент, когда они были использованы в процессе производства. Используемое в производстве оборудование (здания и сооружения, станки и инструменты и т.п.) принято называть основными средствами. Они служат не один год и могут применяться для производства различных видов продукции. Стоимость используемых в производстве основных средств переносится на затраты по изготовлению продукции в течение всего срока их применения, который принято называть сроком полезного использования. Перенос стоимости основных средств на затраты называется амортизацией. Величина амортизации (или, по-другому, - сумма амортизационных отчислений), включаемая в затраты по производству продукции, определяется в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету и налогообложению. Причем здесь налогообложение? - спросите вы. Дело в том, что с 1 января 2002 г. Налоговый кодекс РФ в некоторых случаях предписывает применение иных правил, чем установленные для целей бухгалтерского учета. В этой связи наряду с понятием "бухгалтерский учет" стал употребляться новый термин - "налоговый учет". Бухгалтерский и налоговый учет подобны двум путникам: они идут то вместе, то разными дорогами, то в противоположных направлениях. А все потому, что у них разные цели: бухгалтерский учет должен давать четкую и объективную картину финансового состояния организации, а налоговый ведется исключительно для целей исчисления налога на прибыль или иных налогов (для каждого - свой порядок учета одних и тех же показателей). К прочим затратам можно отнести все остальные расходы организации, понесенные ею в связи с производством и реализацией продукции, например: налоги, сборы и платежи, подлежащие перечислению государству и в соответствии с законодательством относимые на себестоимость; расходы на сертификацию продукции и услуг; расходы, связанные с приобретением неисключительных прав на использование программ для ЭВМ и баз данных. ............ |