Часть полного текста документа:Кризис русской соборности и консервативная модернизация в СССР Под модернизацией я понимаю превращение традиционного - аграрного, сельского, холистского, соборного общества в общество современного типа - торгово-промышленное, городское и индивидуалистское. Говоря о модернизации в России, я понимаю ее как догоняющую модернизацию, которая осваивала в своем собственном движении уже готовые результаты, полученные другими обществами, и осваивала не полностью, а блоками, фрагментарно. Существует представление, что Россия - первая крупная страна, которая пошла по пути догоняющей модернизации (созвучно славянофильским взглядам, противопоставляющим Россию Европе, понимаемой как Европа романо-германская). Другое мнение - первой догоняющей страной была Германия. Россия - второе догоняющее общество и в какой-то мере усваивала германские уроки. Я придерживаюсь данной точки зрения. Начало модернизации в России я датирую эпохой Петра I (какие-то элементы были и раньше). Первые ощутимые ее результаты, которые вызвали кризис принципиальных начал русской жизни, появились в XIX веке. В эту переломную эпоху в России и началось осмысление соборной идеи, которую первоначально развивали славянофилы. Хомяков первым пытался с помощью представлений о соборности осмыслить особость России. Существовала духовная перекличка между Хомяковым и некоторыми немецкими авторами. В частности, Флоровский, Бердяев указывали на связь идей Хомякова с книгой Мюллера "Единство в церкви или начало соборности". Соборность в этом случае звучит как "католицизм", но, собственно говоря, католицизм, или кафоличность, как говорили в России, и есть соборность. Так понимали католицизм и Хомяков, и Флоровский. У Хомякова, по мнению Флоровского, соборность была религиозным, богословским понятием. Но, как лучше всех заметил Бердяев, "Хомяковская идея соборности имеет значение и для учения об обществе. Это и есть русская коммунитарность, общинность, хоровое начало, единство любви и свободы, не имеющее никаких внешних гарантий". Когда речь идет о соборности, всегда подчеркивается целостность, симфонийность, хоровое начало. "Мы", а не "Я". Это определенное представление о соотношении индивида и социального целого в относительно простом, слабо дифференцированном, малоэффективном "сельском" обществе. Человек растворен в обществе, не обладает автономией по отношению к нему. Он подчинен безусловному императиву "человек для...": для общества, для государства, для семьи и т.д. Киреевский: "В России ... личность никогда не искала выставить свою самородную особенность как какое-то достоинство; но всё честолюбие частных лиц ограничивалось стремлением быть правильным выражением основного духа общества." Это представление о том, каким должен быть идеальный соборный человек, но оно отражает, по-видимому, и некую историческую реальность. Эмпирический соборный человек был в чем-то близок к этому идеалу, он отражал нерасчлененный, недифференцированный социум. Частная жизнь не была отделена от общественной, вера от знания, труд от отдыха - ни во времени, ни в пространстве. Отражением этой монолитности, цельности социальной жизнедеятельности был соборный человек. ............ |