Критика факторного подхода в понимании движущих сил психического развития ребенка
Содержание
Введение
1. Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка
1.1 Общая характеристика
1.2 Теории нативизма
1.3 Теории эмпиризма
1.4 Теория конвергенции двух факторов
2. Критика факторного подхода в понимании движущих сил психического развития ребенка
Заключение
Список использованной литературы
нативизм эмпиризм развитие индивид
Введение
Актуальность темы. В течение длительного времени делается попытка понять, что в личности определяется наследственностью, а что формируется под влиянием среды и индивидуального жизненного опыта. Эта проблема выступает в психологии как поиск соотношения в личности биологического и социального. Позиции по этому поводу у представителей различных групп полярны. Каждая из них пытается найти веские аргументы в свою пользу.
Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Факторный подход - это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).
Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Нативизм проявляется в теориях преформизма, рекапитуляции и созревания. Эмпиризм доказывает, что развитие человека определяется средой, он представлен двумя научными школами - бихевиоризмом и ассоцианизмом.
Нативизм и эмпиризм – однофакторные теории. Спор о том, что же предопределяет процесс детского развития - наследственная одаренность или окружающая среда - привел к теории конвергенции этих двух факторов (В. Штерн,теория конвергенции двух факторов), а также к теориям конфронтации и антогонизма (Фрейд, Пиаже).
Конвергенция - схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов – вытеснение (подавление наследственности социальным фактором среды).
Споры о том, какой из двух факторов имеет решающее значение, не прекратились до сих пор; только теперь они перенесены в экспериментальную сферу.
Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс - элементов наследственности и игрек - элементов среды. Все современные теории отличаются друг от друга только тем, как они трактуют взаимодействие наследственности и среды, созревания и научения, биологии и культуры, врожденных и приобретенных способностей в ходе психического развития.
Критиками факторного подхода в зарубежной психологии, в первую очередь, стали сторонники эмпиризма. Они указывали, что поведение, привычки, склонности ребенка формируются в результате научения. В зарубежной психологии неучет фактора среды и научения в психическом развитии ребенка стал основным аргументом против теории рекапитуляции.
Критика теории рекапитуляции в отечественной психологии дана в работах Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна.
Цель данной работы – изучить критику факторного подхода к проблеме движущих сил психического развития ребенка.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
· дать общую характеристику факторного подхода;
· рассмотреть теории нативизма и эмпиризма;
· охарактеризовать теорию конвергенции двух факторов;
· изучить критику факторного подхода в понимании движущих сил психического развития ребенка.
1.Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка
1.1 Общая характеристика
Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. ............