Часть полного текста документа:Святой Владимир. Наша история о временах , предшествовавших принятию христианства , темна и наполнена сказаниями , за которыми нельзя признать несомненной достоверности. Этому причиною то , что наши первые летописцы писали не ранее второй половины XI в. и о событиях , происходивших в их отечестве в IX и X веках , за исключением немногих письменных греческих известий , не имели других источников , кроме изустных народных преданий , которые , по своему свойству , подвергались вымыслам и изменениям. С достоверностью можно сказать , что , подобно всем северным европейским народам , и русский только с христианством получил действительные и прочные основы для дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни , - основы без которых , собственно , для народа нет истории. С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племенами чудского и тюркского , а в западной половине кроме народов литовского и чудского племени , примыкавшим своими поселениями к балтийскому побережью , жили славяне под разными местными названиями , держась берегов рек : Западной Двины , Волхова , Днепра , Припяти , Сожи , Горыни , Стыри , Случи , Буга , Днестра , Сулы , Десны , Оки с их притоками. Они жили небольшими общинами , которые имели своё средоточение в городах - укрепленных пунктах защиты , народных собраний и управления. Никаких установлений , связующих между собой племена и признаки государственной жизни , не было. Славянорусские племена управлялись своими князьями , вели между собой мелкие войны и не в состоянии были охранять себя , а потому часто были покоряемы. Религия их состояла в поклонении природе , в признании мыслящей человеческой силы за предметами и явлениями внешней природы , в поклонении солнцу , небу , воде , земле , ветру , деревьям , птицам , камням и т. п. и в разных баснях , верованиях , празднествах и обрядах , создаваемых и учреждаемых на основании этого поклонения природе. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов , но у них не было ни храмов , ни жрецов ; а потому их религия не могла иметь признаков повсеместности и неизменяемости. Наиболее распространенная вера была - язычество. Корнями своими славянское язычество уходит в слепую древность. В его основании лежит некоторая духовная реальность. И хотя мы лишены возможности непосредственного видения духовных источников , но все же можем судить о них , памятуя слова господа : "По плодам их узнаете их".Плоды язычества с его безнравственностью и жестокостью не оставляют сомнений в богоборческой сущности того начала , которое стремится к воплощению через многочисленные языческие культуры. И славянское язычество не было исключением. Древние славяне рассматривали мир как арену борьбы между добрым Белбогом и злым Чернобогом. И тот , и другой требовали соответствующих жертв. Мнимая самостоятельность злого начала служила оправданием его неизбежности , рождая культурные формы славянского сатанизма , обретшие позднее свое законченное воплощение в почитании Перуна - верховного божества языческого пантеона дохристианской Руси. Летописи IV века , рассказывая о столкновении славян с Византией , самым мрачным образом изображают их жестокость. Пленных распинали , расстреливали из луков , вбивали гвозди в черепа. Жгли монастыри и церкви , оставляя после себя горы трупов и груды дымящихся развалин. ............ |