Часть полного текста документа:Кредиторская задолженность - инструмент в конкурентной борьбе Владимир Захарченко Большинству финансовых директоров предприятий время от времени приходится давать ответ на извечный для нашего менталитета вопрос: "Что делать?". В нашем случае он касается темы кредитования: увеличивать кредитный портфель и тем самым ухудшать показатели финансового состояния компании (особенно остро этот вопрос встает у тех, кто завязан на систему мотивации по KPI) или нет? Привлечение компанией заемного капитала приводит к необходимости расчета и оценки эффективности выбранного способа финансирования деятельности. Для этого в учебной и научной литературе по вопросам финансового управления предлагается вполне простой и удобный метод, который сводится к расчету показателя эффекта финансового рычага. При этом не учитывается, что особенности налогообложения прибыли, действующие в Украине, накладывают определенный отпечаток на расчет эффекта финансового рычага, видоизменяя формулу, а значит, и результаты вычислений. Перед тем, как подробнее остановиться на указанном эффекте, рассмотрим основные ограничители, или наоборот, пути увеличения с которыми может и должен работать финансовый директор во имя великой светлой цели - увеличения чистой прибыли предприятия. Если не брать во внимание переменные затраты, которые можно дать на откуп технологам и другим функционалам, остаются три основные параметра: торговая наценка; постоянные затраты; плата за капитал. Торговая наценка - в большинстве случаев регулируется не финансовым директором, и даже не директором по продажам, а конкурентной средой. Таким образом, предложение финансового директора о поднятии цен будет выглядеть слегка нелепым. Ведь цены диктует его величество рынок. А предприятие (если оно не монополист) вынуждено подстраиваться под эти изменения. И даже если изменения цен положительны для бизнеса - это сиюминутная выгода, которая с точки зрения рисков делает его менее устойчивым. Кстати, банковские аналитики почему-то зачастую уделяют этому фактору значительно меньше внимания, чем показателям срочной ликвидности предприятия при оценке бизнес-планов. Следующей гранью нашего условного треугольника ограничений являются постоянные затраты. Бравурные доклады о снижении постоянных затрат можно довольно часто слышать на рабочих совещаниях многих предприятий. Но завышенные (или неоптимальные) постоянные затраты являются всего лишь свидетельством непрофессионализма руководителей центров затрат. Ведь идеальная бизнес-модель уже изначально предполагает минимальные издержки, особенно когда речь идет о хорошо известных и давно отлаженных технологических процессах. Таким образом, наиболее интересной с точки зрения реализации и перспективы использования представляется третья грань - плата за капитал. Составляющим элементом этой грани является эффект финансового рычага. Современная фирма, действующая в рыночных условиях, исповедует философию сопоставления результатов и затрат при превышении первого над вторым в качестве важнейшего условия собственного существования. Другой формой проявления основного философского постулата деятельности фирмы является повышение эффективности (производства, коммерческой, финансовой деятельности). ............ |