Ольга Алексеевна Зaббapoвa, кандидат экономических наук, декан факультета финансов и учета Института экономики и бизнеса, зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита ГОУ ВПО "Ульяновский государственный университет".
Новая система регулирования финансовой отчетности создала предпосылки для возникновения нового направления деятельности бухгалтерии — «креативного» учета. С одной стороны, «креативным» может быть признан любой учетный метод, не соответствующий общепринятой практике или стандартам. В худшем его проявлении — это процесс подгонки счетов предприятия, чтобы они представляли в более выгодном свете его деятельность.
В последние десятилетия развитие бухгалтерского учета идет по линии постоянного усложнения правил признания, оценки и отражения фактов и явлений хозяйственной жизни. Например, международные стандарты финансовой отчетности в совокупности изложены более чем на 1500 страницах, а число действующих общепринятых принципов бухгалтерского учета превысило 150 стандартов. Известно, что чем сложнее правило, тем легче его истолковать в нужном аспекте, спрятать искажающие записи и ввести в заблуждение как аудиторов, так и пользователей финансовой отчетности вопреки целям ее формирования. При этом информация финансовой отчетности, составленной согласно требованиям МСФО, может не соответствовать показателям регистров бухгалтерского учета, поскольку они, как правило, сформированы по требованиям национальных законодательств.
В начале нынешнего века отчетливо проявился кризис бухгалтерского учета, связанный с фальсификацией публичной финансовой отчетности, приведший к краху крупнейших публичных компаний.
Новая система регулирования бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности создала предпосылки для применения балансовой политики, в рамках которой возникло новое направление деятельности бухгалтерии — «креативный» учет.
Так как целью составления баланса являются проверка идентичности всех активных и пассивных счетов и получение количественных данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, то в балансовой информации нуждаются как руководство фирмы и ее собственники, так и финансовые органы государства, кредиторы (банки), инвесторы. С учетом различных потребностей на предприятии составляетсяобычно несколько балансов: «внутренний», предназначенный для собственных нужд, и ряд «внешних» — для нужд внешних пользователей финансовой информации. Внешние балансы и выступают, как правило, объектами реализации балансовой политики и содержат менее обстоятельную, а часто и менее достоверную информацию для реализации тех или иных интересов компаний.
Под балансовой политикой понимают переоформление баланса при соблюдении действующего законодательства в области регулирования бухгалтерского учета, при котором возможны изменения структуры капитала и размера прибыли, для того чтобы оказать влияние на основные показатели баланса. При этом баланс за один и тот же год может содержать различные модификации в обе стороны (ухудшение показателей для налоговых ведомств, улучшение — для банков). Эти маневры во многом зависят от целей управления и могут меняться: например, можно улучшить показатели с целью привлечения новых акционеров, если фирма нуждается в увеличении капитала, или ухудшить их, если необходимо уменьшить выплату дивидендов и увеличить размер резервируемой прибыли.
Практически все ученые отмечают двойственность природы «креативного» учета. ............