Часть полного текста документа:Корпоративный психоневролог - профессия будущего? Реферат статьи The Neuroscience of Leadership из журнала Strategy+Business. Научный подход Руководитель любой по-настоящему современной компании понимает: только постоянные изменения приведут организацию к успеху. Но сопротивление изменениям среди сотрудников было и остается одним из главных факторов, способных провалить любые нововведения. Исследования подтверждают, что человек меняется очень неохотно. Только один из девяти пациентов, перенесших коронарное шунтирование, после операции начинает вести более здоровый образ жизни, хотя каждый из них прекрасно знает, что от этого зависит его жизнь. В бизнесе происходит то же самое: даже когда логически сотрудники понимают пользу предстоящих организационных новаций, им сложно перестроиться и начать вести себя по-новому. Интеграция достижений психологии и неврологии последних лет помогает понять причины сопротивления изменениям и найти выход. Успешные организационные преобразования смогут провести только те руководители, которые будут учитывать влияние физиологии мозга на приятие или неприятие человеком тех или иных инноваций. Перемены болезненны Организационные изменения сталкиваются с непредвиденными сложностями, вызываемыми физиологическим дискомфортом. За обработку новой информации отвечает рабочая память - клетки, расположенные в предлобной части коры головного мозга. Ее деятельность сопровождается сознательными усилиями человека - в отличие от деятельности нервных узлов, отвечающих за рутинные операции, в выполнении которых человек может даже не отдавать себе отчета. Нововведения вместо привычных бизнес-процессов вызывают у человека такой же стресс, как смена машины с автоматической коробкой передач на авто с механической КПП или вождение по улице не с левосторонним, а с правосторонним движением. Также инновации вызывают физиологическую реакцию мозга на так называемые ошибки - несоответствия между ожиданиями и действительностью. Эта реакция сопровождается повышенной эмоциональностью и импульсивностью и дополнительно отнимает часть и без того ограниченных ресурсов рабочей памяти. Бихевиоризм не работает Многие модели воздействия на человеческое поведение, применяемые сегодня, имеют в своей основе бихевиоризм - направление в психологии, уделяющее особое внимание стимулам и реакции на них. По мнению бихевиористов, для каждого человека можно подобрать группу персональных стимулов, которая будет мотивировать его наилучшим образом. На практике это означает "политику кнута и пряника". Однако последние исследования показывают, что в долгосрочной перспективе кнут и пряник неэффективны. Можно наказывать сотрудника за проявления нежелательного поведения - например, за опоздания. Это может заставить человека какое-то время демонстрировать нужное поведение (не опаздывать), но его внимание все равно будет сосредоточено на проблемах, вызывавших опоздания, а не на работе. Можно, наоборот, поощрять желаемое поведение - например, прилюдно хвалить тех, кто приходит вовремя. Но такая политика только вызовет у опаздывающих беспокойство и, опять же, закрепит их внимание на собственных проблемах, отвлекая от работы. Гуманизм переоценен Другие методы влияния на поведение базируются на гуманистическом, личностно-ориентированном подходе. ............ |