Введение
У любого предприятия (коммерческой организации) основной внутренней целью является получение прибыли, зачастую в ущерб росту заработной платы рабочих и сотрудников. Государство же должно заботиться о росте благосостояния граждан, укреплении и развитии народного хозяйства. Таким образом, цели государства и бизнеса могут зачастую противоречить друг другу.
Для того чтобы разрешить это противоречие, в хозяйственной практике за рубежом используется концепция государственно-частного партнёрства (public-private partnership – РРР), которое представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.
Одна из особенностей современных концессий
В России концессии активно использовались как элемент экономической политики российского государства во второй половине XIX – первой трети ХХ века и показали высокую результативность. Использование концессий как формы государственно-частного партнёрства актуальны для России и сегодня.
Так почему же проблема становления и развития института концессии чрезвычайно актуальна в Российской Федерации именно сейчас, в начале XXI века?
Во-первых, в стране осуществляется поиск путей дальнейшего разгосударствления экономики. В частности, в условиях реформирования электроэнергетики, железнодорожного транспорта, коммунального хозяйства, других отраслей государство испытывает острую потребность в новых, научно обоснованных подходах к реформированию.
Во-вторых, являясь международно-признанной формой привлечения иностранных инвестиций в экономику, концессии потенциально могут стать стратегической основой притока капитала в Россию в целях реализации широкомасштабных, уникальных проектов по освоению минерально-сырьевых ресурсов, строительству магистральных трубопроводов, сооружению трансконтинентальных евразийских транспортных коридоров, других сверхкрупных промышленных и инфраструктурных объектов.
Для становления, эффективного функционирования и развития системы государственно-частного партнёрства, и в частности института концессии, необходимо принять следующие меры на государственном уровне:
1) разработать концепцию развития государственно-частного партнёрства, которая будет включать в себя цели, задачи, принципы, механизмы и инструменты;
2) создать чётко продуманную, научно обоснованную долгосрочную стратегию развития ГЧП, которая, в том числе, будет включать этапы развёртывания ГЧП;
3) принять пакет (именно, комплекс) законодательных актов, регулирующих ГЧП, на федеральном уровне;
4) создать надлежащую институциональную среду, и в частности специальный федеральный орган (например, Федеральное агентство по концессиям).
В заключении необходимо сказать, что ГЧП, и в частности институт концессии, является потенциальным инструментом социально-экономического развития государства и повышения конкурентоспособности РФ на глобальном уровне.
Необходимость и проблемы развития института концессии в РФ
В современном понимании государственно-частное партнёрство (ГЧП) – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации внутригосударственных и международных, крупномасштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности (разработка и добыча недр, нефте- и газотранспортировка, железнодорожный транспорт, атомная энергетика и т.д.) и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг (коммунальное хозяйство и т.д.). ............