Часть полного текста документа:МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Пензенский государственный университет Кафедра "Философии" Реферат на тему "Концепция происхождения культуры Зигмунда Фрейда" Выполнили: студент группы 02РА1 Заонегин Антон Александрович cтудент группы 02РА1 Ботунов Григорий Николаевич Проверил: Садчиков Владимир Николаевич Пенза 2003 Содержание Содержание 1 Введение 2 Часть 1. Концепция зарождения культуры 3 Эволюция "культуры" 3 Основа концепции 4 Часть 2. Концепция происхождения современной культуры 5 Путь к культуре 5 Роль красоты, чистоплотности и порядка в культуре 6 Культура как регулирующий фактор социальных отношений 8 "Культурные запреты" 9 Культурный процесс в современном обществе 11 Культура и личность 12 Эпилог 13 Список литературы 15 Введение Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации. Зигмунд Фрейд Свою культурологическую концепция Зигмунд Фрейд впервые изложил и обосновал в работе "Тотем и табу. Психология первобытной культуры" изданной в 1913 году. Именно эту работу мы использовали в качестве основы для рассмотрения взгляда Фрейда на происхождение культуры. Продолжением этой работы можно считать знаменитую работу "Недовольство культурой", которая первоначально была названа Фрейдом "Недовольство в культуре". Во многом это объясняется тем, что термин "культура" чрезвычайно многозначен, и если в русском языке он имеет, наряду с прочими, тот же смысл, который вкладывается в него немецкоязычными философами, то в английском и французском переводах (Civilization and Its Discontents, Malaise de civilization) пришлось поменять "культуру" на "цивилизацию" - Фрейд специально оговорился, что не проводит между ними различий. К тому же немецкое название передает два оттенка - "недовольство в культуре" существует у людей потому, что они недовольны ею, имеется "недовольство культурой", о котором и идет речь в книге. Эта работа была использована для оценки взглядов Зигмунда Фрейда на роль культуры в современном обществе. Мы считаем необходимым охарактеризовать еще один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, - общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза1, предложенный Э. Геккелем. В применении к анализу культур он означает, что в детстве (онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества (филогенез, родовое развитие - происхождение). Этот теоретический принцип был применен 3. Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство (вхождение в культуру) и становление культуры. Правда, сложный и многообразный мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным. На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между "психологией первобытных народов" и "невротиков". Необходимо отметить, что указанная аналогия не получила однозначной оценки в антропологии. Часть 1. Концепция зарождения культуры Эволюция "культуры" Культура родилась из культа. Бердяев С чего же начинается культурная история по Фрейду? Для ответа на этот вопрос 3игмунд Фрейд первоначально характеризует "докультурное" состояние человечества, используя гипотезу шотландского этнографа Аткинсона о "циклопической" семье. ............ |