Московский государственный институт электроники и математики
Реферат по дисциплине "Философия"
Тема:
"Концепция научных революций Т. Куна"
Москва – 2009
Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
1. История науки по Т. Куну.......................................................................... 4
1.1 Допарадигмальный период...................................................................... 5
1.2 Зрелая наука.............................................................................................. 6
2. Этапы развития зрелой науки.................................................................... 8
2.1 Нормальная наука..................................................................................... 8
2.2 Аномалии и кризис в науке.................................................................... 11
2.3 Революция в науке.................................................................................. 14
2.3.1 Несовместимость старой и новой парадигмы..................................... 15
2.3.2 Переключение гештальта в результате революций............................ 17
2.3.3 Выбор новой парадигмы..................................................................... 18
3. О характере революции в математике..................................................... 20
3.1 Основные точки зрения на революцию в математике........................... 20
3.2 Математика и научные революции........................................................ 23
Заключение.................................................................................................... 27
Литература.................................................................................................... 28
Введение Проблема анализа природы и структуры коренных изменений научного знания стала особенно актуальной в связи с прогрессом науки и техники ХХ века. В 70-е годы в западной философии и истории науки к данной проблеме обратился в своем труде «Структура научных революций» Томас Кун. Кига вызвала большой интерес не только историков науки, но и философов, психологов, социологов и многих других.
Взгляд автора на развитие науки вызвал массу споров. Кун говорил о наличии в развитии науки нормальных и революционных периодов, но, в отличии от многих авторов, которые затрагивали эту тему, Кун пошел дальше – он начал отвечать на вопросы различия небольших и коренных изменений, как эти коренные сдвиги развиваются (возникают, подготавливаются), каковы предпосылки появления этих революционных сдвигов в развитии науки. Томас Кун в своей книге критикует коммулятивистский подход (простое накопление и рост научного знания без раскрытия внутренней закономерности происходящих в процессе познания изменений), предлагая свою концепцию развития науки через переодически происходящие революции.
Основные положения теории Куна сводятся к следующему:
периоды спокойного развития (периоды «нормальной науки») сменяются кризисом, который может разрешиться революцией, заменяющей господствующую парадигму. Под парадигмой Кун понимает общепризнанную совокупность понятий, теории и методов исследования, которая дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
Книга Томаса Куна «Структура научных революций» – самая известная из всех работ по истории науки, вышедших на Западе в последние десятилетия.
Рассмотрим основные моменты далее.
1. История науки по Т. Куну
Согласно книге «Структура научных революций» Т. Куна, историю науки можно представить следующей схемой:
Комментарий к схеме:
1
При переходе к зрелой науке на основе идей одной (или нескольких) научных школ возникает общепринятая парадигма;
2
одно из главных направлений деятельности нормальной науки – обнаружение и объяснение фактов как фактов, подтверждающих парадигму;
3
при таком исследовании часть фактов трактуется как аномалии – факты, противоречащие парадигме;
4
в период кризиса доверие к парадигме в известной степени подорвано, но она еще сохраняет свое значение;
5
для объяснения аномальных фактов возникает новая теория как реакция на кризис;
6
в ряде случаев новая теория может быть отринута, а часть аномальных фактов путем «решения задач-головоломок» объясняется старой парадигмой;
7, 8
9
новая теория приобретает статус парадигмы и, в результате научной революции, полностью (или частично) замещает старую парадигму.
Зрелая наука
Опишем отдельно такие объекты этой схемы как допарадигмальный период, парадигма, нормальная наука, аномалии и научная революция и т.д.
1.1 Допарадигмальный период Допарадигмальный период в развитии науки характеризуется наличием большого числа школ и различных направлений. ............