Часть полного текста документа:Концепция мониторинга ресурсов подземных вод В. М. Шестаков, С. А. Брусиловский Мониторинг ресурсов подземных вод является основной частью гидрогеоэкологического мониторинга (ГЭМР), который, в свою очередь, представляет одно из направлений геофизико-экологического мониторинга, который, по Ю. А. Израэлю, представляет собой систему режимно-балансовых наблюдений, раскрывающих объективную картину реального мира, меняющегося в результате антропогенных воздействий [1, 5]. Принципы организации гидрогеоэкологического мониторинга ГЭМР представляет систему режимных наблюдений за элементами подземных вод с целевой направленностью на гидрогеоэкологическое прогнозирование, осуществляемое в связи решением задач изучения антропогенных (хозяйственных) воздействий. Применительно к организации такого мониторинга следует подчеркнуть важность четкого задания его цели, не допускающего наблюдений "размытого" многоцелевого назначения, которое реально оказываются бесцельными и потому мало эффективными. Соответственно, несмотря на реальную необходимость достаточно жестких финансово-технических ограничений в постановке мониторинга, следует исходить из позиции бескомпромиссности его программы с точки зрения осуществления конечных целей [3]. Принципиальным признаком правильной методологической постановки ГЭМР является его модельная ориентированность, имея в виду, что основной задачей мониторинга должно быть обоснование расчетной модели, которая в процессе наблюдений совершенствуется применительно к требованиям решения задач прогноза и управления. Таким образом, проведения мониторинга тесно связывается с созданием постоянно действующих моделей (ПДМ), причем закономерно рассматривать ПДМ в качестве стержневой задачи системно - информационного построения мониторинга. При этом речь идет не о формальном проведении математического моделирования, а о реализации комплексной методики формирования и использования расчетных моделей, включающих гидрогеодинамическую схематизацию с учетом ее обратных связей с решением задач прогнозирования и управления. Существенной организационной проблемой, в решении которой существуют значительные разногласия, является соотношение между работами, проводимыми на объектных и региональных уровнях. В официальном документе МПР России [4] организационно разделено проведение мониторинга на федеральном и региональном уровнях, осуществляемом организациями МПР России, и на объектном (локальном) уровне, осуществляемом субъектами хозяйственной деятельности, причем все материалы мониторинга обобщаются специальной службой в МПР России. Аналогичные предложения сформулированы в [2] по структуре гидрогеоэкологического мониторинга на территории центральных районов России. Такая позиция по существу наследует установки бывшей Геологической службы на проведение режимных наблюдений, в основном, на региональном уровне, имея явно выраженный ведомственный характер. Такой подход справедливо критиковался В. А. Мироненко [3], отметившим необходимость, исходя из материально-финансовых и принципиальных соображений, выработки разумных компромиссов по определению целей и регламента мониторинга, осуществляемой с учетом гибкой адаптации наблюдений к задачам, решаемым на конкретных объектах. ............ |