Часть полного текста документа: Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма Теоретическим обоснованием идеологии и политики буржуазного реформа горстей явилась концепция гак называемого социологизма, получившая наиболее полное выражение в трудах Эмиля Дюркгейма (1858-1917), признанного в настоящее время классиком социологии. Идейно теоретическим источником для Дюркгейма служили концепции просвещения, идеи Сен-Симона и Конта, этика Канта, психология народов Бунда, а также идеи немецкой исторической школы права. Ему принадлежат следующие основные труды: "О разделении общественного труда" (1893г.), "Правила социологического метода" (1895г.), "Самоубийство" (1897г.), "Элементарные формы религиозной жизни" (1912г.). В сотрудничестве со своими учениками и последователями Дюркгейм издаст "Социологический ежегодник", оказавший большое влияние на развитие обществоведческой мысли во Франции и в Европе. Социально-политические взгляды Дюркгейма носили реформаторский характер. Он выступил теоретиком буржуазно-либерального движения за всеобщую солидарность, классовый мир и согласие, в духе республиканской программы боролся за отделение церкви от государства и школы от церкви. Сутью социально-политической позиции Дюркгейма были поиски третьего пути между монархическо-клерикальной реакцией и революционным социалистическим движением, обоснование буржуазного реформаторства. Для превращения социологии в самостоятельную науку необходимо, считал Дюркгейм, наличие особого предмета данной науки и соответствующего метода. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, элементами которой является социальные факты, в совокупности создающие общество. В социально-философской концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Она вооружает, по его мнению, все другие общественные науки методом и теорией, на базе которых должны вестись исследования в различных областях общественной жизни. Соотношение социологии и философии в понимании Дюркгейма выражалось в требовании, с одной стороны, отделения социологии от философии, а с другой, - нахождения новых видов связей между ними. В теоретическом понимании общества Дюркгеймом прослеживаются две главные тенденции: натурализм и социальный реализм, первая уходит корнями в понимание общества и его закономерностей по аналогии с природой и связана с традициями Просвещения. Вторая предполагает понимание общества как реальности особого рода, отличной от всех других видов реальности (физической, химической, биологической), уходит своими корнями в концепции общества. Отвергая психологизм индивидуалистического толка, Дюркгейм проводил четкое различие между индивидуальным и коллективным сознанием. Стремясь выразить динамический аспект коллективного сознания, его спонтанный нерегулируемый характер, он ввел термин "коллективные представления" для обозначения эмоционально окрашенных общих идей и верований. При рассмотрении генезиса коллективного или общего сознания социолог опирался на идеи непрерывного развития природы и "творческого синтеза" простого в сложное. Социальные отношения истолковывались как отношения ассоциации, в результате которой возникает новое качество, а именно социальная жизнь. Однако наряду с ассоцианистским есть еще один немаловажный аспект дюркгеимовского понимания общества. ............ |