Часть полного текста документа:Концепции неэмпирических объектов и уровней сознания как истоки трансцендентальной онтологии (компаративистский этюд) В.К. Шохин Во введении к "Идеям к чистой феноменологии и феноменологической философии" (I) Э. Гуссерль, завершая разъяснение предлагаемой им в трактате терминологии, специально оговаривается: "Охотнее всего я исключил бы обремененное тяжким грузом реальное (курсив автора - В.Ш.), если бы только представилась какая-либо подходящая замена ему"[35]. Реальное, таким образом, предстает настолько аморфоным и диффузным термином (а значит, фактически, и не термином в собственном смысле слова), что с ним имеет смысл работать только вследствие его привычности и за неимением лучшего. Текст "Идей" позволяет, однако, выявить основное семантическое поле данного понятия у основателя феноменологии. Это область налично данного, того, на что "естественное сознание" неизбежно наталкивается в своей "естественной установке", область внешних вещей ("вещи" как таковые и "реальности" суть синонимы - § 38), находящихся в сфере пространственно-временного существования, роды которых могут быть классифицированы также самым "естественным" образом, например, люди и животные относятся к "животным реальностям" (§ 53)[36]. Ближе всего это "реальное существование" к тому, что Гуссерль называет "естественной действительностью" или онтическим - то, что должно быть прежде всего прочего заключено в скобки при осуществлении феноменологической ????? (§ 32)[37]. В специальном же § 42, озаглавленном "Бытие как сознание и бытие как реальность" Гуссерль, подтверждая, что реальное - это такая область бытия, как наличное "пространственно-вещное", идентифицирует его как то, что не способно составлять область объектов имманентного переживания именно по причине своей "внешности"[38]. Хотя последователь Гуссерля Н. Гартман высказывался о реальном значительно обстоятельнее и даже написал специальную книгу на эту тему ("К проблеме данности реальности" [1931]), реальное для него также лишь один из аспектов бытия (другой - идеальное), и он видел новизну своего понимания его в том, что ассоциировал его скорее не с пространственностью и статичностью (как то имело место в "старой онтологии"), но с временностью и процессуальностью[39]. Аналогичный статус "реальное" и "реальности" имеют и у М. Хайдеггера, который окончательно закрепил в философии термин онтическое для обозначения порядка сущего как наличного предметно-чувственного мира, коему противопоставляется как глубинное и истинное онтологическое, соответствующее порядку бытия. Как лишь один из аспектов бытия реальность трактуется и во многих авторитетных философских лексиконах. Так, в знаменитом трехтомном лексиконе философских понятий Р. Эйслера (1929) реальность интерпретируется как такой аспект бытия (Seinsweise), который является "вещным", независимо от "бытия мысленного", коему противостоит как его объективный коррелят[40]. В популярнейшем словаре Г.Шмидта, выдержавшем множество изданий, реальность интерпретируется в духе Н.Гартмана в качестве "вещественности, онтологического бытия-в-себе, абстрагированного от его рефлектированности" и как должное быть приписанным всему тому, что возникает во времени и является преходящим[41]. В одном же из новейших и авторитетнейших англоязычных философских лексиконов, "Оксфордском руководстве по философии" Т. ............ |