Содержание
1. Сущность концепций Эмиля Дюркгейма
2. Социологическая теория Э.Дюркгейма
3. Социологические парадигмы
Заключение
Список литературы
1. Сущность концепций Эмиля Дюркгейма
По мнению Дюркгейма, социология может стать наукой только при условии, если у нее будет собственный предмет и собственный метод.
Предмет социологии Дюркгейма — это социальные факты, которые составляют особую социальная реальность, имеющую свои собственные качества и законы. Социальным фактом, по Дюркгейму, является любой социальный феномен, который:
· накладывает определенные ограничения на действия индивида
· является внешним, объективным по отношению к нему (не является результатом его субъективной мотивации).
В таком понимании объекта социологии выразилось негативное отношение Дюркгейма к утилитаристской традиции в английской социологии и экономике, в соответствии с которой любая деятельность рассматривалась сквозь призму субъективных мотивов и воли отдельного индивида.
В «Правилах социологического метода» Дюркгейм формулирует три основных положения, которым, по его мнению, должна следовать молодая наука.
1. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что:
· социальные факты являются внешними для индивидов;
· социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они строго наблюдаемы и безличны;
· устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.
2. Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что:
· социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями;
· она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
3. Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что:
· источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;
· общество представляет собой автономную систему, управляемую своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.[7,с. 32]
Соответственно в социологии Дюркгейма уменьшается и роль индивида в социологической теории: индивид практически оказывается не способным влиять на социальную реальность.
Таким образом, на индивида с самого рождения оказывается сильное давление, которое является гарантом социальной стабильности. Дюркгейм выделял два типа такого давления. Во-первых, это принуждение, исходящее извне, то есть от окружающих индивида людей и общества в целом. Во-вторых, это давление интериоризированных (то есть перенесенных внутрь) норм, которые становятся как бы внутренними двигателями человека (здесь обнаруживается родство взглядов Дюркгейма с психоаналитической социологией, ср. понятие Сверх-Я).[2,с. ............