Федеральное агентство по высшему образованию РФ
УГЛТУ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Реферат по предмету «Человек и его потребности».
Тема:
«Концепции человека и его потребностей в философии XIX в. Рутинные и творческие потребности»
Екатеринбург 2009 г.
П л а н
1. Концепции человека и его потребностей в философии XIX в.
1.1. Точка зрения Гегеля на человеческие потребности.
1.2. Мнение Карла Маркса о потребностях человека.
2. Рутинные и творческие потребности.
3. Список используемой литературы.
1. Концепции человекаи его потребностей в философии XIX в.
В XIX в. мировая цивилизация переживает ряд серьезных испытаний. В ведущих европейских странах во время кризисов перепроизводства вымирают от голода тысячи людей. Еще в XVIII в. великий французский просветитель Жан Жак Руссо (1712-1778) сомневался в прогрессе современной цивилизации. Он указывал, что существует огромный слой населения, лишенный возможности нормально удовлетворять простейшие базовые потребности — промышленный пролетариат. В XIX в. нищета рабочего класса достигает таких масштабов, что в Европе начинаются вооруженные восстания и революции. Сама жизнь ставит перед наукой задачу: понять, что происходит с цивилизацией, предсказать ее будущее развитие и помочь хотя бы ослабить возникшие конфликты и противоречия. Решение этой задачи требовало крупномасштабных научных исследований, в частности углубления концепции человека.
Наука XIX в. достигает достаточно высокого уровня зрелости и начинает раскрывать глубинные законы общественного развития. В полемику о природе человека и путях эволюции общества включаются мыслители исторического масштаба. К их числу относились великие немецкие философы Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) и Карл Маркс (1818-1883).
Оба немецких ученых — крупнейшие диалектики, сторонники философской концепции развития. Поэтому человека и человеческие потребности они изучают не статично, как в эпоху Просвещения, а в динамике и постоянном изменении. Однако на развитие человека и общества они смотрели с диаметрально противоположных точек зрения, связанных с различиями в их мировоззрении: как известно, Гегель был последовательным идеалистом, Маркс — последовательным материалистом.
1.1. Точка зрения Гегеля на человеческие потребности
С точки зрения Гегеля, в основе реального мира лежит абсолютная идея — духовное начало, обезличенное сверхчеловеческое сознание. Его можно образно представить себе, например, как некое невидимое излучение, пронизывающее Вселенную и управляющее происходящими в ней процессами. Создав человека, абсолютная идея превращается в мировой дух. Мировой дух обладает неустранимой потребностью к познанию самого себя (с материалистической точки зрения это просто потребность общества в познании мира, которой придано какое-то сверхъестественное, мистическое значение). Для познания себя мировой дух развертывает свое внутреннее содержание, проходя долгий путь исторического развития. При этом он создает все многообразие проявлений и структурных элементов общества — религию, искусство, науку, философию, семью, государство, мораль, право. История общества — это история самопознания мирового духа. ............