Часть полного текста документа: Содержание: Введение............................................................... 2 I. Необходимость контроля....................................3 II. Виды контроля.................................................5 III. Процесс контроля.............................................6 IV. Поведенческие аспекты контроля........................10 V. Характеристики эффективного контроля...............12 Заключение.............................................................14 Список использованной литературы .............................15 Введение. Термин "контроль" не является однозначным. В переводе с французского слово "контроль" означает проверочный документ, оформленный в двух экземплярах или в двух записях. В течение длительного времени понятие контроля связывалось, прежде всего, с проверкой правильности составления документов, записей в массовых журналах и т.д. Контроль как явление ассоциировался с деятельностью главным образом бухгалтеров, кассиров, финансовых работников. В словарях и энциклопедиях контроль определяется как проверка чего-либо; проверка правильности тех или иных действий в области производства и управления; наблюдение с целью проверки; учреждение или тот, кто занимается проверкой отчетности, деятельности какого-либо другого учреждения или ответственного лица. Как видно из вышесказанного, исторически первоначальным является объяснение контроля как проверки правдивости и достоверности документов. Следующим этапом стало представление о контроле как проверке соответствия действий поставленным целям, задачам, действующим законам. Третий этап включил в контроль и анализ отклонений, раскрытие их причин. Классики науки управления (Ф.У.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон, Г.Черч) подчеркивали, что без контроля невозможно управлять любым процессом. Так, А.Файоль отмечал, что в любом мероприятии цель контроля состоит в проверке того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами. Цель контроля - выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить и не допускать их повторения. По его мнению, следует контролировать все: предметы, людей, действия. Рассматривая контрольную деятельность в управлении предприятия, А.Файоль разделял ее на шесть основных групп: * с точки зрения административной - необходимо выяснить, существует ли программа работы и соответствует ли она моменту; * с точки зрения коммерческой - все материалы, поступающие и выходящие, должны быть точно учтены по количеству, качеству, цене; * с точки зрения технической - нужно проследить ход операций, их результаты, состояние машин и оборудования; * с точки зрения финансов - необходимо проконтролировать кассу, имущество, материалы, расходный капитал и пр.; * с точки зрения охраны - надо проверить средства, употребляемые для охраны имущества (от пожаров, краж и т.д.); * с точки зрения учета - необходимо выяснить, как быстро поступают отчеты, дают ли они точное представление о положении предприятия, как ведется статистика. Таким образом, по А.Файолю контроль соотносится со всеми основными функциями управления и реально сам становится особой функцией. В настоящее время под термином "контроль" подразумевают: * органическую функцию управления; * набор средств регулирования поведения личности или организации в целом; * функцию системы, выполняющую задачу обратной связи и обеспечивающую наблюдение за состоянием системы. I. ............ |