"Недопустимо насильственное внедрение в историческую жизнь народов нормативного представления о правах и свободах человека вне связи с конкретным культурно-религиозным контекстом"
(патриарх Кирилл)
Я разделяю точку зрения нашего патриарха, о чем свидетельствует наглядная практика современного развития в области прав и свобод человека и гражданина, особенно в рамках негативного современного противостояния западной и универсальной доктрины в области прав и свобод человека и гражданина.
Положение дел в области исламской концепции прав человека вызывает серьезную озабоченность, как со стороны западных юристов, так и со стороны правозащитных организаций, в том числе и существующих на Ближнем Востоке, так как некоторые нормы шариата противоречат основным положениям универсальной декларации прав человека [3, с. 54].
Основным аргументом исламских ученых против принятия универсальной (западной, секулярной) концепции прав человека остается вопрос генезиса прав человека [3, с. 54].
Ислам настаивает на признании божественного, ниспосланного людям порядка в качестве наивысшей морально - правовой нормы поведения. Божественное происхождение права, вместе с тем, должно гарантировать истинность правовых норм и их всеобщее соблюдение.
Наряду с этим существует ряд менее фундаментальных разногласий между представителями универсализма и исламской правовой концепции, которые касаются конкретных прав и свобод, зафиксированных в международных документах. Традиционные нарекания универсалистов вызывает ситуация с положением прав женщин и немусульман, также вызывают обеспокоенность некоторые виды преступлений (прелюбодеяние, вероотступничество), не считающиеся таковыми в западных странах, и традиционные меры наказания (отсечение конечностей, побиение камнями), которые расцениваются как примеры негуманного, унижающего честь и достоинство личности наказания.
Но если ортодоксальная часть исламских ученных – правоведов ни при каких обстоятельствах не готова идти на уступки, то некоторые представители ислама под непосредственным влиянием традиций западного либерализма высказывают идеи проектов совмещения универсальных прав человека с традиционным исламским пониманием права [5, с. 3].
Одним из самых влиятельных современных идеологов так называемой исламской реформации является Абдуллахи Ахмад Ан-Наим, профессор юридического факультета Университета Эмори (США), автор книги "На пути к исламской реформации. Гражданские свободы, права человека и международное право".
Ан-Наим предлагает проект решения конфликта между универсалистскими предпосылками и традиционной исламской доктриной. Исходя из идеи создания альтернативной современной концепции исламского права, Ан-Наим настаивает на праве мусульман на признание их религиозной идентичности, в частности, в вопросах законодательства и права в целом.
Однако он утверждает, что "…применение традиционного шариата в его публично-правовых аспектах порождает в современном обществе большие проблемы"[Цит. по: 3, с. 54].
Таким образом, Ан-Наим предлагает вывести нормы исторического шариата, которые были, несомненно, прогрессивными в II в., но не соответствуют реалиям современности, из государственного законодательства о правах человека. ............