МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Дисциплина: Конституционное право зарубежных стран
РЕФЕРАТ
по теме: «Конституционное право Германии»
Подготовил:
Студент 567 группы
факультета Юриспруденции
Огурцов А.А.
Белгород – 2008г.
План
1. Общая характеристика Основного закона 1949 г. и порядок его изменения.
2. Федеральные государственные органы
3. Судебная власть.
4. Федеративное устройство и местное самоуправление.
Введение
Федеративная Республика Германия относится к числу высокоразвитых стран с демократическим политическим режимом. Граничит с девятью государствами, площадь составляет около 357 тыс. кв. км, население около 84 млн., из которых немцы составляют 95,1%, турки – 2,3%, итальянцы – 0,7%. В стране проживает около 8 млн. иностранных переселенцев. По вероисповеданию большинство (45 %) – протестанты, католики составляют 37%, мусульмане – 2 %. Германия занимает четвёртое место в мире по объёму ВВП, 15 (наряду с Францией) – по доле ВВП на душу населения.
1. Общая характеристика Основного закона 1949 г. и порядок его изменения.
Конституция Германии 1949г. официально именуется Основным законом, поскольку при принятии этот акт рассматривался как временный, считалось, что конституция будет принята для всей Германии после преодоления её раскола. В 1990г. была создана комиссия для подготовки постоянной конституции, но в 1992г. комиссия пришла к выводу, что Основной закон 1949г. соответствует современным условиям.
Основной закон разработан и принят 8 мая 1949г. Парламентским советом, состоявшим из 65 делегатов. 12 мая он был санкционирован военными губернаторами, а в период с 16 по 22 мая - ландтагами земель, за исключением Баварии. Основной закон состоит из краткой преамбулы и 14 разделов (три из которых были включены дополнительно уже в период его действия), 146 статей.
Раздел I Основного закона посвящен основным правам. Это довольно примечательная его особенность. Ведь, как правило, конституции начинаются с общих характеристик государства, а в Основном законе такие характеристики содержатся лишь в разд. II «Федерация и земли», в котором регулируются не только отношения между Федерацией и ее субъектами, но также основы политического строя. Последующие разделы, кроме самого последнего, регулируют государственную организацию Федерации.
По форме правления Германия представляет собой парламентарную республику, учитывая весьма сильную позицию главы Федерального правительства — Федерального канцлера, некоторые немецкие исследователи характеризуют ФРГ как «канцлерскую республику». Республиканский принцип закрепляется в ст. 28, где указано, что «конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства». При характеристике демократического государства конституционный законодатель исходит из представления о том, что народ является носителем государственной власти и её единственным обладателем. Предпочтение при этом отдаётся представительной демократии. Проведение референдумов, осуществление народной инициативы, а также организация народных опросов допускается лишь в связи с изменением территориального устройства Федерации (ст. ............