Часть полного текста документа:Некоторые методологические проблемы истории психологии Выготский. Собрание сочинений, Т.1 Всякое значительное научное открытие, выходящее за пределы этой частной сферы, обладает тенденцией превратиться в объяснительный принцип всех психологических явлений и вывести психологию в более широкие сферы знания - за пределы ее. Закономерность в смене и развитии иде может быть объяснена на почве связи этой науки с : общей социально-культурной подпочвой эпохи общими условиями и законами научного познания объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию природой изучаемых явлений на данной стадии их развития Общая судьба и линия развития этих идей: фактическое открытие, имеющее то или иное значение распространение влияния тех же идей в соседние области; при этом изменяется и сама формулировка - становиться более общей идея, которая овладела дисциплиной, в которой она впервые возникла, попадает в сферу борьбы за господство идея отделяется от основного понятия, поскольку сам факт этого завоевания толкает идею дальше - она теперь открыто в различные философские системы, распространяется и изменяет отдаленные для нее ранее сферы бытия раздувшись, это открытие вступает в борьбу и отрицания со всех сторон; только развившись в мировоззрение или приобретя связь с ним, частная идея из научного факта опять становиться фактом социальной жизни - т.е. возвращается в лоно той науки, из которой она пришла. Почему идея перестает существовать? З-н, открытий Энгельсом в области мировоззрения: собирание идей происходит вокруг 2-х полюсов - идеализма и материализма. Идеи возникают из-за наличия объективной научной необходимости, коренящейся в природе изучаемых явлений. Теплов "О некоторых общих вопросах разработки истории психологии" Задачи и требования, связанные с пониманием истории психологии как области исследования, необходимой для разработки актуальных проблем современной науки: а) и.п - история борьбы идей, матер. и идеалист. понимания психики б) и.п. - история накопления конкретных знаний и методов исследования, история накопления фактов, приводящих к открытия Существенный признак науки - ее кумулятивный характер, поскольку прогресс возможен только при аккумуляции знаний. Слияние теоретических концепций и накопленного фактического материала происходит в системе науки - концепции превращают совокупность имеющихся в науке знаний в науку. Подлинная система науки органически вырастает из хода развития науки и является теоретическим осмыслением всей совокупности достигнутых знаний в данной области. Наиболее важный признак выделения психологии в самостоятельную науку - появление и распространение специальных методов научного исследования и прежде всего экспериментального метода и далее клинического метода, дневниковых записей и т.д. Истоки появления положений, входящих сейчас в психологию: философия физиология общественная практика педагогическая практика художественная литература О культуре научного исследования (основные положения доклада Теплова): важный вопрос - планирование поисковой научной работы, которое приводит к прорывам на "следующие этажи" эти прорывы не могут быть реализованы без глубокой убежденности исследователя в правильности избранного пути и большой гибкости в нахождении дорог. ............ |