Часть полного текста документа:Конспект по биологии в 10 "Б" классе по теме: Биосинтез белков. Цель: Познакомить с процессами транскрипции и трансляции. Задачи: - Образовательная. Ввести понятия гена, триплета, кодона, кода ДНК, транскрипции и трансляции, объяснить сущность процесс биосинтеза белков. - Развивающая. Развитие внимания, памяти, логического мышления. Тренировка пространственного воображения. - Воспитательная. Воспитание культуры труда на уроке, уважения к чужому труду. Оборудование: Доска, таблицы по биосинтезу белков, магнитная доска, динамическая модель. Литература: учебники Ю.И. Полянского, Д.К. Беляева, А.О. Рувинского; "Основы цитологии" О.Г. Машановой, "Биология" В.Н. Ярыгиной, "Гены и геномы" Сингер и Берг, школьная тетрадь. Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы, демонстрация, тестирование. Ход урока. I. Тест по пройденному материалу. Раздать листочки и варианты теста. Все тетради и учебники закрыты. 1 ошибка при сделанном 10 вопросе это 5, при не сделанном 10-м - 4, и т.д. 5-7 мин. II. Запишите тему сегодняшнего урока: Биосинтез белков. В клетке содержатся тысячи белков - какие-то денатурируют, какие-то заново создаются, а синтез некоторых в специализированных клетках нужен постоянно. Мы знаем что первичная структура белка - это цепь аминокислот, а ДНК - это цепь из нуклеотидов. Как же зашифрована информация о первичной структуре белка в ДНК? Вся молекула ДНК поделена на отрезки, кодирующие аминокислотную последовательность одного белка. Запишите: ген - это участок молекулы ДНК, в котором содержится информация о последовательности аминокислот в одном белке. 5 мин 1. Код ДНК. У нас есть 4 нуклеотида и 20 аминокислот. Как же их сопоставить? Если бы 1 нуклеотид кодировал 1 а/к, => 4 а/к; если 2 нуклеотида - 1 а/к - (сколько?) 16 аминокислот. Поэтому 1 аминокислоту кодирует 3 нуклеотида - триплет (кодон). Посчитайте сколько возможно комбинаций? - 64 (3 из них это знаки препинания). Достаточно и даже с избытком. Зачем избыток? 1 а/к может кодироваться 2-6 триплетами для повышения надежности хранения и передачи информации. Свойства кода ДНК. 1) Код триплетен: 1 аминокислоту кодирует 3 нуклеотида. 61 триплет кодирует а/к, причем один АУГ означает начало белка, а 3 - знаки препинания. 2) Код вырожден - 1 а/к кодирует 1,2,3,4,6 триплетов 3) Код однозначен - 1 триплет только 1 а/к 4) Код не перекрывающийся - от 1 и до последнего триплета ген кодирует только 1 белок 5) Код непрерывен - внутри гена нет знаков препинания. Они только между генами. 6) Код универсален - все 5 царств имеют один и тот же код. Только в митохондриях 4 триплета отличаются. Дома подумайте и скажите почему? 10 мин 2. Вся информация содержится в ДНК, но сама ДНК в биосинтезе белка участия не принимает. Почему? Информация переписывается на и-РНК, и уже на ней в рибосоме идет синтез белковой молекулы. ДНК --> РНК --> белок. Скажите есть ли организмы у которых обратный порядок : РНК --> ДНК? 2-3 мин 3. Факторы биосинтеза: - Наличие информации, закодированной в гене ДНК. - Наличие посредника и-РНК для передачи информации от ядра к рибосомам. - Наличие органоида- рибосомы. - Наличие сырья - нуклеотидов и а/к - Наличие т-РНК для доставки аминокислот к месту сборки - Наличие ферментов и АТФ (Зачем?) 2-3 мин III. 1. Процесс биосинтеза. Транскрипция. ............ |