КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1. Понятие конкуренции и монополии
2. История становления конкурентного законодательства
3. Антимонопольное законодательство РФ
4. Доминирующее положение на товарных рынках
5. Недобросовестная конкуренция
6. Государственный антимонопольный контроль
7. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
1. Понятие конкуренции и монополии
В широком смысле слова "конкуренция" - это соревнование, состязательность между различными лицами в достижении одной и той же цели.
В предпринимательской деятельности конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В ГК РФ термин "конкуренция" используется всего два раза. В статье 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В статье 1033 предусматривается отказ пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя.
Юридическое содержание конкуренции характеризуется тремя признаками:
1) в большинстве случаев конкуренция является естественным регулятором цен на рынке;
2) конкуренция становится предпосылкой для реализации прав потребителей;
3) конкуренция есть правомерная деятельность хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.
Антиподом конкуренции является монополия. Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле термин означает "продаю один".
Монополия означает:
1) исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара;
2) особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интересах;
3) исключительное право, которое предоставляется государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности.
В юридической литературе выделяют:
а) "чистые" монополии, контролирующие 100% рынка;
б) ведущие фирмы, контролирующие более 50% рынка;
в) "сильные" олигополии - несколько фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара.
Типы монополии:
1) временная (предприятие впервые предложило потребителям совершенно новую продукцию);
2) государственная (эмиссия наличных денег, экспорт и импорт отдельных видов товаров, например, экспорт необработанных алмазов, производство и оборот этилового спирта);
3) естественная (функционирует только тогда, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект).
2. История становления конкурентного законодательства
Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Одним из первых антимонопольных законов является Конституция о ценах императора Зенона (483 г. до н.э.). В этом акте было закреплено следующее: "Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежд, или на рыбу, или на какую-либо иную вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначаемую для другого использования".
Формирование современной концепции антимонопольного законодательства относится к XV - XVII векам, когда отдельные мастера пытались противостоять существующему порядку деятельности гильдий. ............