Тема: Конкуренция и монополия
Компьютерный набор студента группы 24-БО-09 Сафроняка Тимура Николаевича
Рынок действует по объективным экономическим законам, среди которых есть и закон конкуренции.
Конкуренция – это совокупность связей и отношений между субъектами по поводу присвоения прибавочной стоимости, присвоения прибыли, полученной в результате позитивных и некоторых негативных сторон конкурентной борьбы между производителями товаров и услуг.
Положительными (позитивными) сторонами конкуренции являются:
1. Развитие экономической системы через борьбу всех со всеми: предпринимателями между собой, наемными работниками за рабочие места, торговцами за привлечением покупателей, борьба между покупателями за лучшие виды товаров, борьба внутри государства, и за пределами – за своё влияние, за рынок товаров и услуг.
2. Конкуренция заставляет снижать затраты производства путём экономии ресурсов, роста производительности труда, улучшения трудовой дисциплины.
3. Конкуренция заставляет улучшать качество продукции, её ассортимент, обслуживание продаваемого товара.
4. Конкуренция побуждает снижать и выравнивать цены, повышать прибыльность предпринимательской деятельности.
5. Конкуренция обеспечивает перелив капитала в погоне за прибылью из одной отросли в другую, позволять выравнивать среднюю норму прибыли и активизируя структурную перестройку.
Негативными последствиями конкуренции являются:
1. Концентрация производства, приводящая к монополиям.
2. Кризисы перепроизводства товаров в потоке за выпуском все большей массы товаров, дающий прибыль.
3. Конкуренция усиливает борьбу капиталов за уменьшение затрат на производстве, в том числе путем снижения зарплат. А это снижает платежеспособный спрос населения.
4. Конкуренция среди работников ведет к росту интенсивности труда, увеличивая армию безработных.
5. Использование не честных методов конкуренции большими предприятиями, производящими мелкие и средние предпринимательства к разорению.
6. Международная конкуренция ТНК ведется не честными методами, путем подкупа и разорения национальных производителей.
7. Не пользование рекламы или других видов маркетинговой деятельности в борьбе за покупателя увеличивает расходы на производство товаров, что ведет к увеличению цен на эти товары.
Соотношение между позитивными и негативными сторонами конкуренции зависит от форм и методов конкурентной борьбы.
На первой стадии, времени зарождения капитализма существовала свободная и честная конкуренция. Совершенная, свободная или честная конкуренция означала свободный доступ на рынок продавцов и покупателей. Ни один продавец или покупатель были в состоянии значительно повлиять на рыночную цену товара. ............