МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
дисциплина: ЭКОНОМИКА
РЕФЕРАТ
по теме: «Конкуренция и монополия»
Подготовил:
Студент 332 группы
Путилов П.Д.
Белгород
2008 г.
План лекции
Вступительная часть
1.Типы отраслевых структур.
2. Равновесие предприятия в условиях совершенной конкуренции
3.Равновесия предприятия-монополиста
4.Равновесие предприятия в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
Заключительная часть
Введение
В данной лекции главной целью является то, чтобы получить представление о том, как предприятие определяется для себя оптимальные объемы выпуска продукции. Это предполагает построение экономических моделей поведения предприятия, в которых отражается взаимосвязь между различными объемами выпуска, ценам и динамикой издержек. Однако установление правил оптимального объема производства имеет определенную специфику в различных типах отраслевых структур рынка. Поэтому определение оптимальных объемов выпуска продукции рассматривается в условия чистой монополии, совершенной конкуренции, олигополии и монополистической конкуренции.
1. Типы отраслевых структур
Совершенная конкуренция предполагает существование большого количества мелких предприятий, каждое из которых в отдельности не может влиять на существующую рыночную цену. Все производители производят однородную продукцию. Производители имеют полную свободу входа на отраслевой рынок и выхода из него. Каждое предприятие может продавать по существующей рыночной цене все то, что оно производит, и нет необходимости в продаже продукции по более низкой цене.
В условиях совершенной конкуренции потребители также не могут устанавливать цену. Существует полная прозрачность рынка. Это означает, что все потребители имеют полный объем информации относительно цен на различные продукты, и им безразлично, у какого производителя их покупать.
Предполагается также, что существует совершенная делимость и перелив факторов производства по отраслям. Поэтому не существуют временные лаги, поскольку производители тотчас же приводят свои производственные программы в соответствие с требованиями рынка. В этом идеальном типе конкуренции отсутствует неопределенность и риск в хозяйственной деятельности. Нет необходимости в рекламе и маркетинге. Задачей предпринимателя является поиск оптимальных размеров производства, при котором он максимизирует свою прибыль.
В противоположность совершенной конкуренции в условиях абсолютной (чистой) монополии на рынке существует единственный поставщик продукции, не имеющей близких заменителей. Другими признаками абсолютной монополии выступают способность монополиста влиять на уровень продажной цены и наличие отраслевых барьеров входа в отрасль. Существование отраслевых барьеров входа может быть обусловлено технологическими, экономическими и политическими причинами. Различие в отраслевых барьерах объясняет наличие разных видов монополий, которые будут рассмотрены ниже.
Как совершенную конкуренцию, так и чистую монополию следует рассматривать как теоретические модели, позволяющие объяснить такие более распространенные в хозяйственной практике рыночные структуры, как монополистическую конкуренцию и олигополию.
Олигополия характеризуется тем, что на рынке действует несколько крупных поставщиков, контролирующих сбыт. ............